ШВСМ, байдарки и подводные камни
История со Школой высшего спортивного мастерства и предлагаемым региональным минспорта переводом спортсменов из ШВСМ в спортивные школы олимпийского резерва (СДЮСШОР) сумела наделать много шума. В феврале директор ШВСМ Валентина Куприянова написала заявление об уходе. Такое решение она приняла после личной встречи Наилей Бриленок. В ряде публикаций, связанных с отставкой г-жи Куприяновой, чувствуется некоторое недоумение: дескать, за что министр расправилась с «принципиальным в оценках руководителем ШВСМ»? И даже трескучая критика: г-жа Бриленок проводит волюнтаристскую политику в части распределения бюджетных средств на спортивную отрасль.
«Общественному мнению» удалось узнать некоторые подробности из жизни ШВСМ, о которых защитники Валентины Куприяновой либо не знают, либо по каким-то неведомым нам причинам предпочитают не распространяться. В распоряжении нашей редакции оказались документы, проливающие свет на эту историю с несколько иной стороны. В частности, речь идёт о том, что в конце 2012 года – начале 2013 года ШВСМ закупила для обеспечения учебно-тренировочного процесса две байдарки по явно завышенным ценам. Эти факты подтвердились в ходе плановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности ШВСМ, проведённой с 4 по 28 февраля ревизорами ГАУ «Саратовский областной центр спортивной подготовки».
Как сообщается в акте проверки, планом финансово-хозяйственной деятельности на 2012 год с учетом внесенных изменений и дополнений Школе высшего спортивного мастерства утверждены плановые назначения в сумме 40 млн 515,2 тыс. руб., в том числе субсидии на выполнение государственного задания 38 млн 682,2 тыс. руб., субсидии на иные цели 1 мл 833 тыс. руб.
Согласно отчету об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности на 1 января 2013 года, кассовые расходы исполнены в сумме 40515,2 тыс. руб. или на 100% от плановых назначений (в том числе заработная плата с начислениями 18 млн 870,2 тыс. руб.; оплата работ, услуг 10 млн 283,7 тыс. руб.; прочие расходы 4 млн 652,7 тыс. руб.; поступление нефинансовых активов 6 млн 708,6 тыс. руб.).
Плановая доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда в прошлом году составила 21% или 2 млн 893,9 тыс. руб. «Сумму фактически произведенных выплат определить не представляется возможным, так как расчетно-платежные ведомости составляются с нарушением установленного порядка: в графе «должностной оклад» указывается оклад и стимулирующие надбавки одной суммой»,– сообщается в акте проверки.
Согласно постановлению правительства Саратовской области «Об утверждении положения об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений физкультурно-спортивной направленности Саратовской области» стимулирующие выплаты устанавливаются приказом по учреждению. Фактически же, как выяснилось в ходе инспекции, все выплаты, устанавливаемые на определенный срок (надбавка за участие в реализации областных целевых программ, за оперативное выполнение дополнительных задач, за обеспечение высококачественного учебно-тренировочного процесса) приказами не оформлялись.
Кроме этого, в нарушение постановления правительства РФ «Об особенностях направления работников в служебные командировки» расчет заработной платы тренерам в дни командировок производился по фактическому, а не по среднему заработку. В результате, только за I квартал 2012 года переплата по заработной плате составила 206,1 тыс. руб.
А теперь о лодках.
На основании приказа Валентины Куприяновой от 28 декабря 2012 года №56-ОД «О заключении государственного контракта» ШВСМ заключен госконтракт с ИП Шутеевым В.В. на поставку спортивного инвентаря и оборудования стоимостью 2 млн 277 тыс. руб. Как выяснилось в ходе проверки, заключение контракта производилось без конкурсных процедур и в нарушение федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Согласно этому закону, размещение заказа у единственного поставщика возможно при поставках спортивного инвентаря и оборудования, необходимых для подготовки сборных команд Российской Федерации. Поскольку ШВСМ не осуществляет подготовку сборных команд РФ (согласно п.2.2 Устава осуществляет подготовку высококвалифицированных спортсменов, позволяющую им войти в состав сборных команд России), размещение заказа у единственного поставщика в данном случае неправомерно.
Соотношение цены контракта к активам учреждения превышает 10%, что позволяет применять к нему понятие «крупная сделка». В нарушение Федерального закона от «О некоммерческих организациях» сделка с министерством спорта и туризма Саратовской области не согласована и может быть признана ничтожной.
Согласно спецификации к госконтракту, в ШВСМ поставлены: лодка гребная спортивная гоночная академическая («одиночка») «Filippi» по цене – 600 тыс.руб.; лодка гребная спортивная гоночная для гребли на байдарке и каноэ («четверка») «NELO» по цене – 827 тыс.руб.; гребной тренажер для занятий греблей академической «Concept 2» в количестве 10 штук на общую сумму 850 тыс. руб.
В ходе проведенного в рамках мониторинга цен выяснилось, что стоимость лодки-«четверки» аналогичного класса у официального дилера составляет 520 тыс. руб. (разница в ценах 307 тыс. руб. или 59%).
Можно и теперь дискутировать о том, проводит ли региональное минспорта травлю отдельного учреждения, или же весь пафос по этому поводу – всего лишь попытка отдельных сил нагнать дыма и сгустить краски ради достижения своих, можно предположить, далеко небескорыстных целей. Только вот будут ли теперь убедительно звучать доводы в пользу того, что минспорта занимает предвзятую позицию к руководству ШВСМ, в которой творятся, мягко говоря, странные вещи?
Алексей Сахаров
Перейти к обсуждению на форуме >>