Куда мы «приедем» с такой политикой?
«Общественное мнение» писало про планы Минфина РФ сократить бюджетную поддержку перевозок на пригородных поездах. Напомним, с 25 по 29 марта на саратовском железнодорожном вокзале работала «Общественная приемная: Сохраним поезд!». В рамках акции сотрудники ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания», ОАО «Волгоградтранспригород» и Приволжского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» собирали подписи в поддержку сохранения и развития железнодорожного пассажирского транспорта.
В связи с большой актуальностью данной проблемы, публикуем статью активиста питерской инициативной группы «Студенческое действие» Ильи Маркеса, посвящённую планам федеральных властей по «оптимизации» расходов на льготный проезд в электричках.
Бурю эмоций, в том числе в руководстве самих «РЖД» вызвала инициатива Министерства финансов РФ, направленная на сокращение субсидирования льготного проезда пассажиров в поездах дальнего следования и электричках пригородного сообщения. Представленный Минфином проект бюджета на 2013 и прогнозные 2014–2015 годы почти вдвое сократил федеральные дотации на пассажирское сообщение.
В первую очередь данное «нововведение» ударит по студентам и школьникам. Согласно официальной статистике «РЖД», в прошлом году около 64,4 миллионов школьников и студентов воспользовались услугами перевозчиков при общем количестве пассажиров в 115 миллионов человек.
До конца года студенты еще могли успеть воспользоваться 50%-ной скидкой на проезд в электричках и на верхних полках купейных вагонов всех типов поездов дальнего следования, теперь РЖД готовится отменить ее в любой момент. Издержки компаниям-перевозчикам за льготный проезд компенсировались за счет ежегодных субсидий из федерального бюджета. К примеру, на перевозку в пригородном сообщении в 2012 году федеральным бюджетом были предусмотрены субсидии в размере 2,1 млрд рублей, в дальнем следовании – 966,5 млн.
Если Минфин примет решение отказаться от поддержки льготного проезда учащихся, это бремя падёт либо на субъекты РФ с их крохотными бюджетами, либо на перевозчиков, для которых пассажирские перевозки и без того убыточны. К примеру, по прогнозу на 2012 год совокупные убытки ППК (пригородных пассажирских компаний) оценивались на сумму более 9 млрд рублей. Из 25 созданных перевозчиков в пригородном сообщении 23, по предварительным данным, должны были закончить финансовый год с убытком и, естественно, предоставлять льготу за собственный счёт они не смогут. Если регионы не смогут взять расходы по перевозке учащихся на себя, то льгота многими регионами вообще может быть не предоставлена. А учитывая, что билет в электричке стоит от 30 до 100 рублей при базовой стипендии около 1500 рублей, то действующая сейчас 50%-ная льгота значительна. При этом для многих студентов электричка – единственный способ добраться до места учебы.
Ещё один вариант сохранения льготы, к которому подталкивают перевозчиков «слуги народа» – значительное повышение тарифов для остальных пассажиров. И не важно, что стоимость плацкартного билета для работоспособных граждан в этом случае вырастет в среднем на 400 рублей или на 60%, ведь, как сказал министр финансов А.Силуанов, «каждый человек, находящийся в трудоспособном возрасте, может заработать сам и купить себе билет в плацкартном вагоне по полной стоимости». Наверное, он не знает, что, например, фактическая средняя зарплата в российской системе образования составляет около 15 тыс. рублей в месяц.
Сейчас из бюджета также выделяются средства на компенсацию перевозчикам потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в плацкартных и общих вагонах, где уровень тарифов установлен ниже себестоимости примерно в 1,6 раза. Но с 2013 года планируется субсидировать этот вид железнодорожных перевозок только для молодежи в возрасте до 23 лет и пенсионеров. Это значит, что стоимость проезда в электропоездах станет в два раза выше, появится риск, что учащиеся и студенты просто перестанут ездить, а, значит, из расписания пропадут электропоезда. Следствием чего станет сокращение объемов перевозок и снижение доступности железнодорожного транспорта для всех слоев населения. Железнодорожники предупреждают, что складывающаяся ситуация приведет к отмене более 200 пассажирских поездов дальнего следования (их общее количество составляет около 700 в сутки), сокращению пригородного движения на 15-25%, сокращению количества плацкартных вагонов на 50%, закрытию 19 депо и сокращению более 3 тыс. работников железнодорожной сферы.
Понимая последствия таких нововведений, в пользу сохранения льгот выступил ректор МГУ Виктор Садовничий. Он от лица всего педагогического состава написал письмо председателю правительства РФ с просьбой остановить отмену льгот и подчеркнул, что финансирование льгот имеет положительный социальный эффект. Также прошла всероссийская акция «Общественная приемная: Сохраним льготы учащихся». В дни проведения акции пассажиры могли поставить подписи под коллективным обращением в поддержку сохранения субсидирования и льгот. В течение сентября 2012 года на 36 крупных вокзалах страны и в поездах проводилась эта акция, которую также поддержали студенческие профсоюзы крупнейших вузов и колледжей России. Всего в рамках акции под обращением к Силуанову за сохранение субсидирования льгот для школьников и студентов было собрано почти 65 тыс. подписей. Также 32773 пассажиров подписались под обращениями к губернаторам отдельных регионов против сокращения существующих объемов движения пригородных поездов. 18 октября компания «РЖД» передала в Минфин собранные подписи студентов-волонтеров, пассажиров и работников отрасли. Кроме того, железнодорожники провели опрос по данной теме, согласно которому за сохранение льготы проголосовало 18056 человек или 97,6% от общего числа опрошенных.
Официальные представители Министерства финансов все же утверждают, что хотя отдельными статьями средства на льготные перевозки школьников и студентов в поездах дальнего следования и электричках пригородного сообщения и не предусмотрены, но они заложены в общем объеме господдержки пассажирских железнодорожных перевозок. Силуанов отметил, что после того как субсидии будут переданы «РЖД», «компания самостоятельно должна будет определить направления расходования этих средств с учетом сохранения льготного проезда в плацкартных вагонах дальнего следования и сохранения тарифов на пригородные перевозки на действующем уровне с небольшой индексацией». Как говаривал классик: «Свежо предание, а верится с трудом!» Особенно учитывая тот факт, что, средства на весь пассажирский железнодорожный комплекс предоставляются в 2013 году в объеме 39,8 млрд рублей, в 2014 – 27,3 млрд, а в 2015 – 21,1 млрд. При необходимых 73,1, 74,2 и 74,7 млрд соответственно.
Занятно, что в противовес отмене льгот на проезд в железнодорожном транспорте для нуждающихся слоев населения, государство решило сделать подарок футбольным болельщикам, которые приедут болеть за свои сборные на ЧМ-2018. В настоящее время депутаты Госдумы начали рассмотрение внесенного Правительством проекта закона о подготовке и проведении этого замечательного мероприятия. Одним из наиболее значимых пунктов законопроекта является выделение из бюджета компенсаций за перевозку зрителей между городами-организаторами матчей, в том числе по железной дороге. В соответствии с проектом закона, посетив матч ЧМ-2018 в одном из городов-организаторов, болельщик сможет перебраться в другой совершенно бесплатно. При условии, что он поедет в плацкартном или общем вагоне поезда или на автобусе и сможет предъявить входной билет на проводящийся в этом городе матч.
Расплачиваться за болельщиков должны будут федеральный бюджет (дальнее следование) и бюджеты регионов (пригородные поезда и автобусы). По предварительным оценкам, расходы составят более 5,5 млрд рублей. При этом предполагается, что железнодорожным транспортом будут передвигаться 1,3 млн. человек, перевозка которых обойдется федеральному бюджету в 3 млн 845 тыс 920 рублей. Подлежащие компенсации из бюджетов субъектов РФ расходы на оплату передвижений 570 тысяч болельщиков на автобусах составят еще 1 млн 660 тыс 630 рублей.
Возникает еще один резонный вопрос: зачем Минфин вообще затеял эту эпопею, ведь по бюджету льгота бьет не сильно? Причем доходы бюджета по состоянию на 1 сентября 2012 года превысили расходы на 532,4 миллиарда рублей. Субсидии на льготы меньше процента от этой суммы. При этом скидки на проезд – одна из мер социальной поддержки учащихся. А проезд в пригородных поездах среди студентов пользуется огромной популярностью. Почему государство хочет лишить нас даже такой крохотной льготы? Ответ представляется вполне логичным и от этого еще более циничным! Эти действия вполне вписываются в проводимую антисоциальную политику властей. Они максимально экономят на нас – гражданах своей страны, чтобы направить полученные средства на реализацию своих собственных «шкурных» интересов, отнимая у нас даже то, что гарантировано Конституцией.
К тому же складывается такое ощущение, что вслед за лишением нас права голоса, ограничением свободы слова и собраний, нас хотят еще и урезать в свободе передвижений – сделать этот процесс более затратным и в связи с этим мене доступным для широких масс. А ведь такое передвижение для студента – это все: развитие, возможность получать образование в другом городе, расширять свои познания, находить друзей, знакомых и единомышленников, самоорганизовываться, в конце концов!
Перейти к обсуждению на форуме >>