|
|
||||
---|---|---|---|---|
Безусловно, актуальная и больная для нынешней России тема неофашизма в современной художественной литературе никак не отражена. К сожалению, и эта книга даже на тысячную долю процента не приблизилась к анализу проблемы. В отличие от книги «Дать П», в общих чертах обозначавшей вопросы ультранасилия и национализма у нас в стране и за ее пределами, дневниковые записки обозленного неудачника на это вовсе не претендуют. И если не попыткой, то хотя бы некоторым намеком можно назвать это произведение. Ранее печатавшийся на страницах журнала «Знамя», «Исход» вышел в этом году в издательстве «Азбука-классика» и вошел в шорт-лист премии Андрея Белого. Об авторе «Исхода» Петре Силаеве известно немного. Знающие его люди отзываются о нем исключительно хорошо и говорят, что когда-то он был стрейт-эйджером. По крайней мере, тексты хардкор-группы «Проверочная линейка», в которой он играл, отражают некоторые протестные идеи, а вот следующий его проект – d-beat-raw punk банда «Тед Качинский», это именно тот оголтелый треш, который можно обнаружить на любой странице книги. После погрома Химкинской администрации Силаев скрывается за границей, ведет блог на майспейсе под псевдонимом Петя Косово. Ходили слухи о том, что он якобы был пойман в Бельгии, но это оказалось неправдой. Еще его можно увидеть в документальном фильме о российских скинхедах-антирасистах, появившийся буквально недавно в интернете. Стоит разобраться, почему книга «Исход» вообще позиционируется как левая, антифашистская, ведь об антифашизме ничего не сказано. Насколько мне известно, антифашизм стоит на позициях гуманизма, равенства и свободы культур, классов, народов, наций. Выступает против диктатуры капитала, против проявления дискриминации и насилия в отношении каких-либо групп людей, за свободное демократическое общество. Да, книга посвящена убитому антифашисту Федяю, но на этом весь ее антифашизм исчерпывается. Об убеждениях главного героя ничего не известно. Да и вообще под вопросом, придерживается ли он каких-либо убеждений. Скорее, он свободен от любого рода убеждений. С его постоянной религиозно-милитаристской риторикой, мещанским шовинизмом и ненавистью ко всему человеческому, он гораздо ближе лагерю правых, нежели левых и уж тем более анархистов. Мне бы хотелось защищать «Исход», но это непосильная задача, он проигрывает во всем. В чисто литературном отношении тут нет предмета для разговора, собственно как и в нравственно-эстетическом. О чем эта книга и зачем она нужна? Она нужна хотя бы для того, чтобы понимать, к какой пропасти мы подходим, и отрицать это глупо. События на Манежной площади в очередной раз показали, что правящие элиты готовы на все, вплоть до небольшой гражданской войнушки на улицах. Только бы глупые люди все так же безропотно толпились в очередях Макдональдса. О чем эта книга, сказать сложнее, если обобщать, то она о насилии, о человеческой деструктивности, о духовной пустоте. Несмотря на всю ярость оловянных солдатиков, герои «Исхода» тотально беззащитны перед миром, беспечны. Их жестокость бесцельна, как холостые заряды винтовок. Они с радостью пляшут под чужую дудку, даже не подозревая о том, что ими ловко манипулируют. Главный адресат книги – неорганизованная, неразборчивая и наивная субкультурная тусовка. Поэтому я не сильно удивился, когда, пообщавшись со знакомыми антифашистами, услышал множество лестных отзывов о книге. Можно простить им недостаток вкуса, большинство из них маргиналы, чей слух не услаждают симфонии и токкаты, а наоборот, радуют суровые гитарные запилы и бой жестяных барабанов. Сетовать на их политическую сознательность пока тоже не представляется возможным, но, может, именно это помогает им с большей легкостью лупить неонацистских гадов, избавляя свои мозги от душка мучительной интеллигентской рефлексии. «Исход» пестрит бестолковыми, а главное бесконечно-пошлыми размышлениями, вроде: «Творчество? Все, что ты можешь творить – это таких же тупиц, как ты. Все, чего действительно надо добиться в жизни – это не стать бомжом, инвалидом, открытым сумасшедшим, умереть быстро и без мучений». Подобные умозаключения вгоняют в беспросветную тоску, уже с первых страниц становится понятно, что автор вообще не ставил никаких задач. Да и насколько искренне это написано, вызывает сомнения, слишком много бравады и кокетства у этого вопля отчаяния. Высказывание Силаева – это, конечно, не голос скучающего от жизни буржуа, но и не голос забитого люмпена, поскольку оный его вообще не имеет. Это голос сытого человека, именно поэтому обилие в тексте грязи, мрака, невежества и убогости – ничем не оправдано. Хотелось бы найти в этой горькой и мрачной автобиографичной исповеди что-то хорошее, доброе, честное, созидательное, настоящее, что заслуживает внимания. Здесь этого нет. Даже у Михаила Ромма получилось среди двух миллионов пленок фашистской кинохроники отыскать кадры простой повседневной жизни. Сначала хочется спорить с книгой, отрицать, что молодые парни столь невежественны, и им достаточно залиться алкоголем и устроить беспощадную драку в метро, которая не будет иметь под собой никаких политических оснований. Но нет, это так. Я хорошо знаю таких людей, для кого насилие – универсальный язык и суть почти каждого дня. Реалии раз и навсегда закрепленные и безусловные. Поэтому допускаю, что многие из описанных в книге событий имели место быть, а если преувеличены, то не сильно. Все давно в курсе, но если книгу возьмет в руки человек постарше, какое впечатление он составит об антифашистском движении? Наивно было бы полагать, что любой думающий человек при желании сам расставит все акценты. Дело в том, что далеко не каждый думающий человек захочет разбираться в тонкостях уличных субкультур. Тем более что продажные журналисты давно уравняли фашизм и антифашизм, для них это дело одного сенсационного репортажа, не больше. Обманутые 90-ми, безнадежно отставшие от жизни граждане искренне негодуют, откуда берутся молодые хулиганы, готовые бить витрины исключительно ради праздного веселья. Блестяще по этому поводу заметил Алексей Цветков: «Следует удивляться не тому, «откуда это всё взялось?», а тому, «почему этого до сих пор так мало?». Трагедия или фарс, но увы, у нас есть фашизм, больше того, он культивируется и поощряется с одной стороны, с другой, умалчивается и признается вне закона. Беспроигрышная тактика кнута и пряника в условиях непрекращающейся травли всех всеми. Пацаны калечат друг друга на улицах, на концертах, на стадионах – это их «лекарство против морщин». В упор такое положение вещей не видит только тот, кто ничего не хочет видеть и знать. Пока есть заинтересованные лица, уличные столкновения будут продолжаться. Армия «заводных апельсинов» пополнятся новыми участниками, а война, давно уже переставшая быть «священной», с каждым днем будет становиться еще более подлой и хищнической. Но есть и другие молодые люди, о ком не написано в книге, они есть, пусть их пока меньше, но ситуация на глазах меняется. Вот что важно, и они по-настоящему прекрасны. Они говорят свое твердое «нет» эксплуатации человеком человека, «нет» – политической пропаганде, «нет» – алкогольно-табачной, мясной, корпоративной промышленности, «нет» – дешевому соглашательству, «нет» – насилию над животными. Они говорят «да» сознательной борьбе, «да» – здоровому образу жизни, «да» – свободному творчеству, «да» – самообразованию, «да» – чистой природе, «да» – правде во имя всего гуманного и светлого на земле. Они помнят, что история антифашистского движения началась не вчера. Ни специальные дни, ни парады, ни тем более ленты не нужны им для того, чтобы помнить. Помнить развалины Герники, помнить бараки Освенцима, помнить застенки вчерашних и завтрашних чилийских, афинских и римских тюрем. Помнить и строить свою жизнь не на ненависти, а на любви. |
|
Добавить комментарий