Рубрика: Кино культ
Производство: Россия, 2011
Жанр: документальное кино
Режиссёры: Дмитрий Марголин и Артём Лоскутов
Большой и больной теме финансовых взаимоотношений федерального центра и регионов в последнее время посвящаются не только официозные мероприятия в Кремле и Белом доме, но и произведения искусства, к каковым со всей смелостью можно отнести фильм новосибирцев Артёма Лоскутова и Дмитрия Марголина «Нефть в обмен на ничего». Выбор темы для авторов не случаен. Сорежиссер и оператор картины Артём Лоскутов — известный не только в родном Новосибирске, но и с недавних пор по всей стране и даже за её пределами художник-акционист. С середины нулевых он является одним из крёстных отцов так называемых «монстраций» — художественных уличных демонстраций (street party), проходящих ежегодно 1 мая под предельно абсурдизированными лозунгами. «Организаторы» лишь обозначают место и точное время, остальное — импровизация и самовыражение участников акций, в которых в 2011 году участвовали уже тысячи людей, причем не только в Новосибирске. Кроме монстраций, Лоскутов засветился в околополитческих арт-акциях «Кризис», «Деньги для революции», «Экстремизм с оптимизмом» etc. Из-за чрезмерной активности на Лоскутова обратили внимание представители полиции, и, в итоге, в мае 2009 года, ему были подброшены наркотики, а самого художника заключили в СИЗО. Впрочем, вскоре, после массовой кампании солидарности, его выпустили, хотя в 2010-м всё равно приговорили к штрафу. Программист и блогер Дмитрий Марголин известен менее, но у себя в Энске имеет репутацию борца с несправедливостью. Его «карьера» общественника началась, когда полиция отказалась приехать и утихомирить нерадивых соседей. После полутора лет переписки с властями и хождения по инстанциям сотрудники МВД всё же отреагировали, но этого для Дмитрия оказалось недостаточно. Сегодня он, что называется, профессиональный активист, участвующий в разных общественных кампаниях против властного произвола.
45-минутная картина «Нефть в обмен на ничего» – классическое документальное кино. Авторы ездили по Сибири и разговаривали с чиновниками, учёными, гражданскими активистами, депутатами, студентами, местными жителями. Среди экспертов оказались довольно известные люди. Например, профессор Международной академии архитектуры Александр Ложкин, доктор философских наук и директор фонда «Тренды» Владимир Супрун, депутат Госдумы Анатолий Локоть и др. В своих комментариях они с разных сторон подходят к тому, как живётся-можется восточным окраинам России, дающим государству не только налоговые отчисления, но и полезные ископаемые: как известно, на территории Сибири сосредоточено 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. В Кузбассе производится 50% от всей добычи каменного угля по стране. Там добывается 90% российского природного газа и 70% российской нефти. В ответ же — тишина или жалкие объедки, которыми «новые цари» затыкают бюджетные дыры.
Особое внимание в фильме обращается на состояние дорог, соединяющих Восток с Западом. «Благодаря» нищенскому финансированию, неполучению справедливой доли собственных доходов, сибирские города находятся фактически во взаимной транспортной недоступности. Существующая сеть междугородных дорог является по большей части федеральной и не отвечает требованиям современного мира», — рассказывают создатели «Нефти».
Говоря о транспортной проблеме, эксперты отмечают, что техническая невозможность построения в Сибири современной дорожной сети, на самом деле, не более чем миф. Большая часть населения живёт компактно, в основном в крупных городах и агломерациях, которые можно объединить полноценными скоростными магистралями и дублирующими трассами. Однако выходит так, словно в Сибири нет единой и стройной концепции дорожно-транспортной сети, а существует некий «аляпистый конструкт — продукт хаотичного финансирования и точечного проектирования».
«Сибирь могла бы и сама построить скоростные магистрали, но метрополия собирает непомерную дань, не оставляя региону возможности это делать. Однажды мы задались вопросом: какие дороги нужны Сибири и что для этого нужно сделать? Наш фильм — попытка собрать ответы воедино», — говорят Марголин и Лоскутов.
Кроме дорог, в картине поднимаются и другие проблемы — ЖКХ, образование, промышленность… «Есть колониальная политика, есть метрополия, которая дает всего лишь столько денег, чтобы просто-напросто людям с голоду не умереть»; «Речь не идёт о войне. Это экспансия. Это ползучая экспансия. Вот пример: нужен нам мост. Нет федеральных денег на него. Не-ту!»; «Тогда не ждите, что вот эта часть долгое время останется русской», — это небольшая «нарезка» из киноцитат, представляющая объективную картину социального разлома страны по линии «центр-провинция».
Собственно, пространство фильма – повседневная реальность любого «среднестатистического» региона и, уж тем более, муниципалитета Замкадья. Можно только представить, чем чревата подобная несправедливость и как себя поведут доведённые до отчаяния люди на местах, производящие и добывающие национальные богатства, постоянно оседающие где-то «в Белокаменной». Впрочем, документальный жанр не предусматривает реконструкции возможных событий туманного будущего, а даёт лишь пищу для размышления. Лоскутов и Марголин методами киноисследования в очередной раз обозначили проблему, решать которую предстоит либо добровольно и сверху, либо… впоследствии появится возможность отснять живое творчество масс.
На больших экранах картину, естественно, не показывают (в ряде городов, правда, прошли камерные презентации фильма). Поэтому посмотреть «Нефть в обмен на ничего» можно в Сети: http://www.youtube.com/watch?v=H5VaEhk5NJk&feature=channel&list=UL
Перейти к обсуждению на форуме >>