«Преодолевая боль, святой отец твердо сказал:
— Это национализированное имущество.
— Национализированное?
— Да-с, да-с, национализированное.
Говорили они с такой необыкновенной быстротой, что слова сливались.
— Кем национализировано?
— Советской властью! Советской властью.
— Какой властью? Какой властью?
— Властью трудящихся.
— А-а-а!.. — сказал Ипполит Матвеевич, леденея, как мята. — Властью рабочих и крестьян?
— Да-а-а-с!..
— М-м-м… Так, может быть, вы, святой отец, партийный?
— М-может быть!»
И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»
Р.В. О церкви мы хотели поговорить еще с год назад, но тогда это был исключительно наш интерес. Сейчас же эту тему не поднимает только немой. Обсуждать попов и их деяния не то чтобы модно — сложно удержаться. И святые отцы активно в том способствуют.
И.М. Структура РПЦ сегодня — точный слепок властной иерархии. И ведут они себя, как слон в посудной лавке: власть наглеет — и церковь наглеет! Это уже и не скрывается: если раньше в соцсетях и на «Эхо Москвы» обсуждали инцидент с часами, то теперь каждый обыватель знает и о Breguet за 30 тысяч евро, и о квартире патриарха, и о VIP-вечеринках в храме Христа Спасителя. Поводом здесь, конечно, послужила история с Pussy Riot. В противном случае, никакая квартира Гундяева, возможно, и не всплыла бы.
Р.В. Это все правильно, Илон. Меня занимает другое: почему церковь так себя ведет? Невольно возникает ощущение заказного черного пиара. То есть люди, получается, своим поведением себе же и пакостят! Ну ведь не идиоты они, чтоб этого не понимать! Либо особы духовного звания пребывают уже в иных эмпиреях, нам, грешным, неведомых…
И.М. Вот именно, в других эмпиреях. Я сейчас не говорю о рядовых священниках и истинно верующих. Я имею в виду бюрократов от церкви, идеологов, ну и православных пиарщиков вроде Чаплина с Кураевым.
Р.В. Рядовые священники, у которых нет больших доходов, сами в шоке от всех запретов, например, того же концерта Мадонны, постановлений и заявлений собственного руководства. Как может прийти в голову ввести «общероссийский дресс-код» для женщин, чтобы избежать изнасилований? А вот протоиерею Чаплину пришло. Помнишь, во что это вылилось? Даже «Единая Россия» тогда сказала, дескать, лишку вы, святой отец, все-таки в светском государстве живем… Правда, непонятно уже, отделена у нас церковь от государства или нет.
И.М. Попы не видят берегов. Люди ведут себя подобным образом, только когда опьянены сознанием собственной власти и вседозволенности. Или когда напрочь отсутствует рефлексия. Церковь всегда участвовала в бизнес-проектах, потому что была освобождена от налогообложения. Все мы прекрасно помним безналоговые схемы провоза сигарет и безакцизного алкоголя…
Р.В. Такой секрет Полишинеля…
И.М. … на коммерческую деятельность паства, честно скажем, закрывала глаза: кто-то в вере в Бога не нуждался в посредниках и в церковь не ходил; прихожане, видимо, предпочитали не думать об этом или считали наветом; к тому же, жива память о гонениях, сносе храмов в известный исторический период, антирелигиозной пропаганде и т.д. Последними доводами, кстати, можно очень хорошо спекулировать, чем РПЦ удачно занимается.
Р.В. Но вот Pussy Riot — на мой взгляд, абсолютный провал и проигрыш по всем фронтам. Бесплатный пиар, о котором в группе и не мечтали. Плюс ко всему — жертвенный ореол Толоконниковой и Алехиной. А болезные, гонимые и юродивые на Руси всегда правы. Скандальный панк-молебен — с точки зрения эстетики, далеко не шедевр. Ну, может быть, мне просто не близка панк-культура. Но реакция РПЦ и государственной машины на, в общем-то, обычное шутовство, вопиюща и того не стоит. Ну задержали бы их как за обычное хулиганство, СМИ бы написали об этом, и вскоре все бы забыли, а девушки пошли дальше заниматься акционизмом. Или как написал в своем блоге Андрей Кураев, что на месте ключаря храма он бы «их накормил блинами, выдал по чаше медовухи и пригласил бы на чин прощения». И все.
И.М. Но теперь они узницы совести и народные героини.
Р.В. Вот именно. Понять не могу, почему применяются столь неизящные технологии? У нас что, перевелись креативные пиарщики?
И.М. Работают топорно, согласна. Часы стерли и признались, к тому же, и стерли-то неудачно. Pussy Riot — весомый информационный повод оппонентам вступить в конфронтацию с церковью. Грандиозная удача для отечественных и иностранных СМИ. Суд из-за квартиры экс-министра здравоохранения Шевченко: зачем патриарх сказал, что отдаст выигранные в суде деньги на благотворительные цели? Таким образом, он подтвердил массу инсинуаций на темы греха стяжательства, обета безбрачия и продажности судебной системы.
Р.В. Выглядит все как антицерковная кампания, творимая ею самою. Или козни дьявола. Бес вселился. Впору изгонять. А как иначе прикажете понимать предложение Кураева сорвать концерт Мадонны в Санкт-Петербурге с помощью сообщения о бомбе?! Потому что она каббалистка и поддерживает секс-меньшинства!
И.М. Ты знаешь, Рит, во всех этих хороводах вокруг звезд я особенной угрозы не вижу. Меня заботит гораздо больше, когда церкви в свою пользу экспроприируют школы, детские интернаты, госпитали…
Р.В. А это, Илон, восстановление исторической справедливости: как говорится, око за око и зуб за зуб. У нас Советская власть отобрала, теперь мы отбираем. Это наше законное имущество!
И.М. И укрепление церковной корпорации путем увеличения рабочих мест. Есть приход, в нем священник, ему несут подаяния. Можно неплохо жить без особенных трудозатрат. Патриарх Кирилл еще при Лужкове продвигал проект: в каждом московском дворе — храм. Представляешь, сколько людей трудоустроено! И какая сила за ними — это же целая армия! Планов у РПЦ громадье. Я смотрю на их звериную серьезность, как они заполняют собой эфир, открывают собственные телеканалы, и невольно думается о сектантских методах пропаганды и вовлечения. Со следующего года предмет новый в школьной программе появится — «Основы религиозной культуры и светской этики»…
Р.В. Да. Во всех школах страны, между прочим. Спешно пишутся учебники, а это, как известно, денежные расходы. Кадров нет. На новый предмет надо где-то взять часы — например, урезать географию или биологию. Биология, действительно, ни к чему: Чаплин, как мы знаем, давно раскритиковал теорию Дарвина. Пусть кто-нибудь внятно объяснит, в чем суть новой дисциплины? Зачем она нужна? Что это? Основы религиоведения? История религии? Философия, культурология и этика вместе взятые? Так или иначе об этом говорят на уроках истории, обществознания и той же географии. Все остальное, думаю, инсталляция в детский мозг, как круто верить в Бога. И даже не это. Бог — уже давно товар. Круто ходить в храм, слушать святую церковь, а возводить на нее хулу — грех, нехорошо! Как инициаторы проекта не понимают, что сделать что-либо обязательным, превратить в догмат, это единственно верный способ вызвать к этому что-либо полное и стойкое отвращение. Мы уже имеем пример с, прости Господи, великой русской литературой, загнанной в школьную программу! Чтобы возненавидеть Гоголя, Достоевского и Чехова, достаточно прочесть их книжки для сдачи ЕГЭ.
И.М. Рит, отвратит — и хорошо! Можно считать, что новый предмет себя оправдал.
Р.В. Ты представляешь объем затрат?! Бюджетные, между прочим, деньги! Их больше деть некуда?
И.М. Ну, видимо, власть предержащие сели, скалькулировали и пришли к выводу, что на данном этапе с попами лучше дружить, а не враждовать. Лучше им потакать, пускай даже в любом абсурде. Говорят же, что патриарх Кирилл — прежде всего, менеджер, а не духовный лидер. И расширение церковного влияния — это его идея. Он повышает капитализацию, действует как управленец крупной компании и не скрывает этого. Или у власти и церкви есть совместные бизнес-проекты.
Р.В. Хорошо. А можно вести себя поинтеллигентнее, не как пещерные люди? А то уже спорт такой: интересно, что же еще сделают…
И.М. Почему они не могут нанять хороших политтехнологов, я не знаю. Деньги у них есть, очевидно, сказывается принцип закрытости системы.
Р.В. Более того, Илон, с точки зрения эстетики, религиозные обряды очень красивы, как и храмы, и прочая церковная атрибутика. И само религиозное учение красиво. Не надо подсовывать слезливо-сусальную белиберду и стращать, можно подойти, скажем так, творчески и создать привлекательный культурный проект. Почему надо обязательно запрещать и не пущать?
И.М. Видимо, идеологический блок РПЦ не способен мыслить широко. Мы же часто задаемся вопросом, почему столько дураков во властных структурах. Кто советует президенту нырять за амфорами? Или ездить на «Калине» по стране? Зачем? Чтоб все смеялись? Все и смеются! Зачем интернетный срач бездарно отбивать в телевизоре с помощью «Чистых понедельников»? У нас принято не допускать умных к ресурсу. Либо они сами не выдерживают и уходят. Хотя грамотные политтехнологи способны работать на заказчика, не разделяя его ценностей, что, в общем-то, правильно — только с холодным сердцем можно добиться максимального результата.
Но РПЦ, повторюсь, — структура закрытая, пригласить со стороны — впустить чужого, поэтому обходятся своими, доморощенными.
Идем дальше. Чем страшна церковная вертикаль и ее сращение с властью, так это проявлениями на местах, на уровне регионов. Я сейчас имею в виду дела хозяйственные. То же пресловутое строительство храмов. Ты, к примеру, бизнесмен, к тебе приходят представители РПЦ и просят пожертвовать определенную денежную сумму под предлогом «колхоз — дело добровольное». Как отказаться? К тому же, помощь осуществляется под негласные договоренности, что лояльному коммерсанту будет оказано некое покровительство в тяжелой ситуации — например, если силовики покусятся на бизнес или с властью интересы разойдутся. Отсюда появляются попечительские фонды, добровольные пожертвования, нарядные православные журналы — в надежде на заступничество и церковный авторитет.
Только бизнесмены напрочь забывают о лицемерии попов, которое им помогает встраиваться в систему и получать от нее нехилые дивиденды, поэтому в патовой ситуации ни один священнослужитель не пойдет против власти рвать рубаху за обиженного бизнесмена.
Р.В. Да, это только Дмитрий Федорович планировал строить аэропорт на Казачьем без денег. Правда, не совсем ему это удалось… Налоги церковь, как известно, не платит.
И.М. Очень благоприятный экономический климат.
Р.В. Конечно, многое зависит от главы митрополии, от его личностных качеств, степени порядочности, например. И от степени влияния тоже. Куда бизнесмен отдает эти деньги? В детский дом — понятно, на медицинское оборудование или благоустройство парка — тоже понятно. И, пожалуйста, давайте обойдемся без заклинаний про духовность — очень большой вопрос эта эфемерная субстанция. К тому же, сами священнослужители зачастую не агнцы и их нравственный облик очень сильно оставляет желать лучшего. Хотя, разумеется, Бог им судья.
Возможно, я не в теме, тем не менее, действительно ли необходимо такое количество храмов? Люди не могут попасть в церковь? Нет, народ, конечно, у нас последнее время стал набожный — к примеру, сколько раз женятся, столько и венчаются. И их венчают!
Когда начали восстанавливать разрушенные храмы — это был безусловный плюс, тогда много говорили о соборности и возрождении России. Возродилась или нет Россия — однозначно не ответить, а вот храмы множатся. Шаговая доступность — благо, никто не спорит, особенно для стариков и людей с ограниченной мобильностью. Но, пожалуй, все же не стоит их возводить в каждом дворе, как предлагал столичный экс-мэр.
И.М. Рит, ты ходишь в церковь?
Р.В. Нет и не стесняюсь об этом говорить.
И.М. А почему?
Р.В. Во-первых, в моем понимании вера в Бога и проявление религиозности — категории из разряда приватных. Во-вторых, мне не нужны медиумы. В-третьих, несколько раз сталкивалась с откровенным хамством служителей, из тех, кто торгует свечками и молитвами за здравие и за упокой. Хамства мне и в миру хватает. И не надо мне с гримасой выговаривать, что я как-то не так вошла в храм божий! Можно объяснить спокойно. А по понятиям только в «хату» входят!
Ты ведь тоже, Илона, насколько мне известно, не из числа прихожан?
И.М. Нет. Мне мешает лицемерие церковников. С некоторыми я знакома лично, могу сказать, святости там немного. Опять же, Pussy Riot почему в храме пели? Потому что он сдается под вечеринки: то есть, выходит, гулять можно и это никого не смущает, а перфоманс — уже нельзя, тут мы начинаем говорить об осквернении святыни и чувствах верующих.
Р.В. Человек бьет жену, а на другой день с амвона призывает к милосердию и всепрощению. Идти к нему на исповедь, причащаться святых даров, за отпущением грехов? Ради чего? Какое он мне слово золотое скажет? Книга есть такая, в которой все написано. Называется Библия. Ну а если есть потребность выговориться, на мой взгляд, лучше пойти к друзьям или к психологу.
И.М. Удивительно, но между психологом и священником многие выбирают последнего.
Р.В. Допускаю, что для кого-то поход в церковь сродни именно психотерапии, и если есть положительный эффект, прекрасно. Так же уверена, что среди священнослужителей масса честных, порядочных людей, подвижников, преданных своему делу. Счастье, если такой человек встретился.
Но не будем забывать, что не редкость, когда еще будучи семинаристом юноша думает исключительно о богатом приходе и ищет хорошую протекцию. В деревню он не поедет, как раньше по распределению после вуза, хотя там тоже люди живут, им тоже надо исповедовываться, крестить детей и отпевать усопших.
И.М. Если же с приходом повезет, можно жить припеваючи.
Р.В. Чиновники взятки берут и тем самым рискуют, а в данном случае риска никакого — люди сами дары несут благодарности ради. Правда, приходилось слышать, что работа священника тяжелая, поскольку многие приходят с бедами, всех надо выслушать, грехи на себя взять чужие. Думаю, у психологов и психиатров работа не легче. К тому же, это если с душой относиться, что далеко не всегда имеет место.
И.М. Вот мы сейчас об общих проблемах говорим, меня же еще некоторые частности занимают. Возможно, я не права, но, думаю, весь накал страстей вокруг Pussy Riot, в основном, из-за того, что акцию провели женщины. Будь на их месте мальчишки-панки, реакция была бы иная.
Р.В. Есть такое мнение: дескать, невелика заслуга — попеть в православном храме. Церковь наша милостива. Вот приди они в мечеть, их бы разорвали на месте. И это было бы истинное геройство.
И.М. Возможно. А так их просто посадят. Правда, скорее всего, не посадят. Как раньше говорили, вмешается международная общественность. И если властям не нужны новые узники совести, точно не посадят.
Я продолжу свою мысль о женоненавистничестве церковников. В пользу этой версии — и письмо в высокие инстанции старшего инспектора «Всероссийского родительского собрания», члена общественного совета при ГУ МВД по Саратовской области Владимира Росновского с требованием убрать баб из радиоэфира — «бабьих басен отвращайся».
Р.В. Бабы несут понос на «Эхо Москвы», а мужики их слушают!
И.М. Конечно! И попы с экранов неоднократно заявляли, что разводы, демографический спад, падение нравственности — на совести женщин, все из-за того, что им дали свободу. А вот если бы мы, то есть церковники, правили бал и властвовали над умами, такого бы не было! Они бы у нас жили с кем следует, не работали и молчали! А то распустились совсем!
Р.В. Чем так страшны женщины? Через них действует дьявол? Они средоточие порока?
И.М. Боюсь, мы на этот вопрос не ответим — нам же мужские страхи неведомы. Но вот Росновский, сам того не подозревая, вскрыл подсознательное: у кого что болит… Мир наш — мужской, это факт. Женщин далеко не везде пускают. Я сейчас говорю о должностях и ресурсах: едва ли когда-нибудь им светит пост главы «Газпрома» или министра обороны. А президентство страны — вообще страшный сон. Правда, Захар Прилепин как-то иронически заметил, что у нас и мужчин не пускают. Может, он и прав. Беда в том, что от, будем говорить, гендерного неравноправия страдают умные женщины — дуре оно и не надо, ей и так хорошо…
Р.В. …«был бы милый рядом».
И.М. Отдавать бразды правления, видимо, мужчинам не хочется. И признать вину за то или иное действие тяжелее, чем свалить ее на другого. Кроме того, женщина в сложной ситуации, когда ей не на кого и не на что надеяться, способна преодолевать любые преграды и рушить устои — вступать в известные отношения ради карьеры, работать наравне с мужиками и даже больше и т.д. Где ты видела, чтобы мужчина так бился за попавшую в беду жену? А за мужа — достаточно привести пример Ольги Романовой. Видимо, это и подтачивает. И всевластие церкви страшно еще и усилением патриархальности, что неизбежно случится.
Р.В. Указать бабе на место — самый короткий путь и самый простой. Что можно запретить мужчинам?
И.М. Вот именно. То есть здесь не только альянс с властью, но и с широкой мужской аудиторией, точнее с их потаенными страхами и комплексами. С другой стороны, не совсем логично запрещать что-либо женщинам в стране, где женщин больше…
Р.В. Илон, ладно, посадят баб под замок, будут они рожать беспрерывно, демография побьет все рекорды — что с этой толпой народа делать, когда работать негде?
И.М. Да не важны им последствия! Власть же не задумывается о результатах проводимых реформ! У них-то все неплохо! Их интересует только собственное величие. Власть идет им на уступки: недвижимость возвращают, предмет в школе ввели, завтра, может, и мини запретят.
Р.В. Гендерные роли изменились, мир другой…
И.М. Это их и пугает, Рит! Может быть, прихожан мало, мы же не знаем!
Р.В. А мне кажется, сейчас религия в моде. Независимо от конфессии. Особенно у молодежи. Атеизм не котируется. Модно носить крестик или хиджаб, ходить в храм, мечеть или синагогу. Стали больше венчаться, креститься и т.д. Также просто необходимо все освящать — жилище, мотоцикл, компьютер…
И.М. Думаю, для многих это сродни перфомансу — красиво, интересно. Ну и модно, да. Соблюдение обрядности без веры. Помнишь, некоторое время назад был в большом почете фэн-шуй? Потом постепенно интерес сошел. Хотя пример, конечно, не совсем корректный.
Р.В. Помимо молодежи, власть у нас тоже зело религиозная стала: во все церковные праздники все службы отстаивает, поклоны бьет земные. Бедные министры, они даже не скрывают, что маются…
И.М. Это обычное соблюдение вертикали: изменится конъюнктура — храмы опять начнут детским домам отдавать. Или митрополит впадет в немилость.
Р.В. Или придет другой. Пожалуй, со мной многие не согласятся, но считаю, что веру человек должен выбирать уже в сознательном возрасте, изучив или хотя бы ознакомившись с основами той или другой религии. Опять же для самообразования польза. Может, ему буддизм приглянется. Или он захочет стать, к примеру, католиком. В конце концов, Бог же един.
Перейти к обсуждению на форуме >>