Вопрос о кассовой дисциплине индивидуальных предпринимателей поднимался неоднократно. Казалось бы, точка в давних спорах поставлена. Однако впоследствии налоговики в некоторых документах снова стали приводить рекомендации, которые можно трактовать как обязательность распространения кассовой дисциплины на ИП. Подобная точка зрения была высказана Минфином РФ в своих многочисленных письмах. И вот с нового года, теперь уже Центральный Банк России изменил порядок ведения кассовых операций. Причем вести кассу теперь должны не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Таким образом, деятельность ИП, за исключением общих положений, полностью приравнена к юрлицам без какого-либо упрощения.
Так, новое Положение ЦБ РФ от 12.11.2011 года № 373-П «О порядке ведения кассовых операций» было зарегистрировано в Министерстве юстиции в конце ноября 2011 года и сразу же вызвало острые дискуссии, поскольку юридическим лицам стало работать проще, а индивидуальным предпринимателям, напротив, сложнее.
Хотелось бы остановиться на самых важных и значимых изменениях в правилах ведения кассовых операций. Итак, до 2012 года каждое юридическое лицо, работавшее с наличными денежными средствами, должно было иметь изолированную, укрепленную кассовую комнату. Выполнить это требование было очень трудно, а порою и просто невозможно, так как не все компании могли себе позволить дополнительные затраты. Новое Положение никаких требований к оборудованию кассовой комнаты не предъявляет, при этом выбор места, где юрлицо будет производить наличные денежные расчеты, полностью оставлен на усмотрение ее руководства, следовательно, кассой могут быть бухгалтерия, кабинет руководителя либо отдельная комната. Руководство компании само должно определить, как и где оборудовать кассу и каким способом обеспечить ее безопасность.
Кроме того, как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность самостоятельно устанавливать объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе. Ни о каком участии банков в этой процедуре в Положении не сказано. В данном случае директор просто издает приказ либо распоряжение, где устанавливает объем наличности, которая может храниться в кассе. При этом от компании даже не требуется уведомлять банк о размере установленного лимита остатка кассы.
Теперь кассовые операции оформляются на основе шести документов, входящих в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93. Это кассовая книга, приходный и расходный ордеры, книга учета денежных средств и два вида ведомостей.
Формы же остальных кассовых документов в новом Положении не конкретизированы. А некоторые применявшиеся ранее и вовсе не нужны. Например, журнал регистрации приходных и расходных ордеров КО-3. Раньше по окончании рабочего дня кассир должен был передавать в бухгалтерию отрывной экземпляр листа кассовой книги с приложением соответствующих кассовых ордеров и других документов. Теперь этого делать не нужно. На усмотрение руководства отдан и порядок хранения кассовых документов. Указано лишь, что хранить их надо в течение сроков, установленных архивным законодательством РФ.
При этом довольно подробно изложено, как должны вести кассу филиалы (обособленные подразделения) организации. Теперь филиалу не требуется отдельного баланса, чтобы у него был собственный кассовый лимит, независящий от головного подразделения компании, – достаточно лишь расчетного счета.
Как уже отмечалось выше, данный кассовый порядок в полной мере распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Более того, даже если индивидуальный предприниматель работает один, без рабочей силы и персонала, и сам получает выручку от клиентов, он должен вести кассовую книгу, следить за остатком кассы и сдавать сверхлимитную выручку в банк.
Примером может быть такая ситуация: допустим, предприниматель ведет кассовые операции в полном соответствии с новым Положением и однажды обнаруживает, что в его кассе наметился нежелательный остаток; в этом случае он оформляет расходный кассовый ордер на самого себя с формулировкой «Передача дохода от предпринимательской деятельности». В результате чего нежелательный остаток денежных средств покидает кассу предпринимателя и переходит в его личный карман, который кассой не является.
Если же потребуется пополнить кассу, сделать это можно с помощью приходного кассового ордера с основанием «Пополнение кассы для предпринимательской деятельности». Конечно, составление расходных и приходных кассовых ордеров для самого себя выглядит несколько абсурдно, тем не менее, это позволяет индивидуальному предпринимателю выполнить требования нового кассового порядка, к тому же – что не запрещено законом, то разрешено.
Составители данного Положения, вероятно, имели в виду предпринимателей, у которых есть персонал, наемные работники и множество магазинов с наличной выручкой; для таких коммерсантов кассовый порядок обретает некий смысл, поскольку позволяет регламентировать работу с наличными деньгами без постоянного личного участия.
Один из главных вопросов, связанных с введением нового кассового порядка, – кто же всё-таки должен проверять соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовой дисциплины? В настоящее время ни один из государственных органов не уполномочен контролировать новый кассовый порядок, хотя за нарушение кассовой дисциплины предусмотрена административная ответственность по статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – накладывать штрафы и составлять протоколы могут работники налоговых органов.
В завершении обсуждения данной темы хотелось бы сказать, что в настоящее время Министерство финансов РФ готовит предложения по совершенствованию порядка ведения кассовых операций, установленного положением ЦБ РФ от 24.11.2011 № 373-П, в частности, рассматривает возможность отмены обязанности индивидуальных предпринимателей по соблюдению указанного выше положения.
Юрий Арбеков, юрист Службы Правовой Поддержки «Олимп»