Производство: Россия, 2011.
Жанр: трагикомедия
Режиссер: Виктор Гинзбург
В ролях: Владимир Епифанцев, Михаил Ефремов, Андрей Фомин и др.
Очень трогательная, домашняя такая история.
Режиссер Виктор Гинзбург, который ранее в полном формате отметился единожды – фильмом «Нескучный сад» (1994 г., помните? вот и я не очень) – а вообще живет и работает в Штатах, где снимает рекламу и клипы и на этом основании полагает себя готовым пелевинским персонажем, – выпустил, наконец, кино по самому знаменитому роману писателя – Generation «П».
Предсказуемо получилось home-видео, для друзей и тусовки, где не то играют, не то просто живут, в формате ролевой вечеринки, люди, также полагающие себя пелевинскими персонажами.
Это справедливо, ибо главный герой Виктора Олеговича – он сам, разделившийся на две ипостаси – сварливого гуру и трогательного в своих заблуждениях и прозрениях ученика. Оба выясняют свои отношения с Богом, эпохой и ландшафтом. Второй, но важный ряд героев – как правило, тоже не совсем люди: волки и лисы-оборотни, богомолы, чекисты и пр.
Вся прочая тусовка – суть персонажи. При желании можно угадывать реальных прототипов, а можно и не угадывать: настолько они суетны, карнавальны и взаимозаменяемы.
Гинзбург совершил внутри пелевинского мира своеобразную революцию – персонажи захватили власть и сделались героями, а прежние герои исчезли вовсе.
Это по-своему выдающееся достижение, именно оно мешает признать кино плохим и успокоиться. Фильм Гинзбурга не холоден, не горяч, он тёпл – и это главная претензия. Такие вещи, как роман Generation «П», назвавший своими именами российские 90-е и определивший пути русского миллениума, следует делать, либо заведомо отринув пятибалльную систему, целясь в невидимую глазу десятку, либо и вовсе с установкой на скандал и минус, где, тем не менее, было бы за что зацепиться.
Золотой середины тут не бывает, да и быть не может. Риск, конечно. Но, кто не рискует, тот в допре не сидит. В итоге вышло не слАбо, а слабО.
Создатели кино-«Поколения» мыслили скромнее – похоже, установка была на радиопостановку. Где слушатели реагируют не на текст, а на знакомые голоса и приколы, популярные в определенных кругах.
Другая и близкая аналогия – дачно-тусовочный театр. Хорош, как, впрочем, и везде Михаил Ефремов (Азадовский), радует любым своим появлением Иван Охлобыстин (Малюта), замечателен Шнур с безумными и почему-то еврейскими глазами (Гиреев), удачен Александр Гордон (Ханин) и Леонид Парфенов в роли самого себя – ход не оригинален, но, как любая парфеновская история, симпатичен.
Актер Владимир Епифанцев, кстати, не сильно выпадает из образа Вавилена Татарского, разве что какой-то избыточной накачанностью: чистый Сталлоне в лучшие годы, и торс его куда выразительней физиономии.
Появляются, чтобы просто появиться, Рината Литвинова и Роман Трахтенберг. Только вот ругаются матом ребята как-то стеснительно, звонко и нарочито. Как школьники на первых самостоятельных шашлыках, что добавляет кое-какое дополнительное знание о наших селебритиз.
Лыко в ту же строку радиопостановочной одномерности – мистические сцены (сеанс с Че Геварой, видение карфагенской шахты и явление сируффа, внутренние диалоги с богиней Иштар). Может, и хватило бы денег, да не хватило фантазии. А может, как всегда всё вместе. Между тем, в адекватном сведении мистического и бытового слоя воедино, точнее – мистической и бытовой жизни человеческого ума (Пелевин, естественно, никакой не бытописатель), видимо, и есть ключ киношного прочтения Виктора Олеговича.
Роман написан в конце 1998 года. Двенадцать лет – это много; сценарист-режиссер Гинзбург перед гримасой современности явно испугался и растерялся. Отчетный период, который Пелевин не просто угадал, но просчитал и смоделировал, надо ведь как-то показывать. И вне авторского текста новый контекст смотрится необыкновенно убого, в нос шибает одновременно «Бригадой» и «Околонолем» – артист Панин, помнится, уже изображал пиар-продукты, а Виктора Олеговича уже как-то пародировали…
Тем не менее, фильм «Поколение» стоит посмотреть – может, не торжественным походом в кино всем офисом с последующим отмечанием, но дома, дождавшись DVD, как средство от бессонницы и любопытства, с надеждой на новые пелевинские экранизации.
Не судя слишком строго – первый блин комом. Или come on, как скаламбурил бы, возможно, сам уважаемый автор.
Перейти к обсуждению на форуме >>