Алина Орлова / «Mutabor/ Metro Music / 2010
Алину Орлову некоторые, может быть, чересчур поспешные критики уже прозвали литовской инди-фолк-принцессой. Некоторые подобные ассоциации ее ангельский, но сильный голос действительно вызывал. 23-летняя певица, чья настоящая фамилия Орловская, исполняет, по выражению одного британского музыканта, «бодряще-мрачный балтийский фолк-поп». В России же ее почему-то причисляют к «сайко-фолку».
Ее первый официально выпущенный диск, называвшийся «Дикая собака Динго», был сентиментальным и по-хорошему наивным. На обозреваемой пластинке «Mutabor» Алина заметно повзрослела, не растеряв свою фирменную девичью игривость. Литовская певица распустила предыдущий аккомпанирующий состав, который с ней гастролировал, и набрала совершенно новый, камерный, с которым и был записан материал пластинки. «Мутабор» – это волшебное слово из сказки Гауфа 1826 года «История о Калифе-аисте», которое способно превратить человека в птицу или зверя. Главное правило – приняв новый образ, не рассмеяться, иначе уже никогда не станешь человеком и останешься животным. Находясь в зверином облике, обладатель магического секрета получает чудесный дар понимать язык всех живых существ на земле.
Уже привычно в случае с Алиной, что ее песни изредка продолжительнее двух-трех минут. Но и за это короткое время она формирует соответствующую атмосферу, своеобразный музыкальный мир песни. А также, что довольно важно (и очень редко для современной «эстрады») демонстрирует те искренние эмоции, о существовании которых, та же, не к добру помянутая, эстрада, облюбовавшая центральные и музыкальные ТВ-каналы, судя по всему, ничего и не знает.
Рыжеволосая эльфийка Алина Орлова со своим соловьиным голосом поет на литовском, русском и английском как бы на опушке волшебного леса, при этом строго выполняя главное правило, – держать дистанцию легкой меланхолии. Только сайко-композиция «Amerika» получилась веселой, почти шансоном, что добавило психоделическому звучанию альбома дополнительный шарм. Каждая песня на пластинке «Mutabor» украшена эффектами живой природы, которые здорово усиливают сюрреалистическое восприятие музыки. Стартовый трек «Širdis», настраивающий на печально-романтичное настроение, украшен волшебными фортепианными переливами, прекрасными духовыми инструментами и звоном падающих капель. Песня «Ajajai» начинается загадочным уханьем совы в глубине лесных дебрей и продолжается под звоны колокольчиков.
В песне «Čia» Алине Орловой удалось задействовать эффект эхо, что только подчеркивает ее композиторский талант. Хотите красивую колыбельную на ночь? Песня под названием «Kibirkštėlė» – красивая вечерняя колыбель для взрослых.
Минималистичное фортепиано в балладах говорит нам об утрате чего-то важного и нехватке в нашей жизни чего-то очень важного. Самой же Алине удается пройти по этому минному полю невредимой за счет какого-то полудетского восприятия окружающей действительности. Из музыкантов, влияние которых испытала Алина Орлова при записи альбома «Mutabor», можно отметить Кейт Буш («Stars», «Anyway», «Bobby») , скандинавскую психо-фолк-группу «School of Seven Bells» и сестричек CocoRosie, о новом альбоме которых я уже писал.
В завершение следует сказать, что два года студийной работы певицы стали очень плодотворными. Новая пластинка Алины Орловой «Mutabor» оказалась намного более зрелой и интересной работой, успешно преодолев синдром второго альбома.
Korn / «Korn III — Remember Who You Are»/ Virgin Records / 2010
Как ни прискорбно, группа Korn – это та ложка меда, которая дала начало бурному потоку нечистот. При всем недюжинном таланте лидера коллектива Джонатана Девиса, ему выпала незавидная судьба зачинателя, пожалуй, самого бездарного направления в музыкальной истории – жанра new-metal. Сам фронтмен, впрочем, на дух не переносит стилистические ярлыки, всеми правдами и неправдами открещиваясь от сомнительного титула: «Я ненавижу термин new-metal. Мы всегда были просто рок-группой. Мы не любили, когда люди называли нас metal-группой, мы просто Korn. Люди используют все эти термины, когда не могут описать что-либо…».
Но деваться некуда: Korn вместе с Deftones, Downset и еще парой единомышленников стали пионерами эксперимента по смешению фанка, гранжа, грув-метала, индастриала и хип-хопа. Дебютный альбом Korn был продан огромным для тяжелой группы тиражом в 3 миллиона копий. До сих пор фанаты группы считают дебютные альбомы – «Korn», «Life is Peachy» — лучшими. Ближе к концу прошлого века звучание группы стало более мягким, а начиная с See You on the Other Side, датированного 2005 годом, группа стала использовать синтезаторы для создания более атмосферного саунда.
В отличие от немецких коллег Rammstеin, американцам удалось не исписаться за много лет, продолжая выпускать материал высочайшей пробы. Более того, теперь они решили обратиться к беспредельному, мрачнейшему, звучанию начала своей карьеры.
Новый альбом коллектива ««Korn III — Remember Who You Are» – прежде всего, подарок старым фанатам группы. Позиционируется как возвращение к истокам, к сырому звучанию и лирике первых двух альбомов. Показательно, что на место продюсера пригласили Росса Робинсона, работавшего с музыкантами над дебютным альбомом и их вторым – «Life is Peachy». Получилась живая студийная, минималистичная по мастерингу и сведению работа. Оглушительная, мощная и агрессивная. Нет, здесь вы не услышите страшного шепота, ведического бормотания и первобытной ярости первых работ. Но придавленные перегруженными гитарами и барабанами, которые каскадом камней размозжат ваше слуховое восприятие, вспомните, чем была эта группа в начале 90-х годов. Хотя в беснующемся шторме звука бывают и затишья, когда Девис затевает свои медитативные мантры под аккомпанемент легчайшего клавишного эмбиента. И тогда, на фоне глубоких басовых вздохов, ударные производят впечатление колотушки, волочащейся за ночным сторожем.
«Korn III – Remember Who You Are» — это 10 треков бескомпромиссной, неконтролируемой агрессии. «Oildale (Leave Me Alone)» — это шум, состоящий из мрачных чистых гитарных звуков и в своем продолжении атакующий слух фанатов крушащими всё и вся рифами и басом. «Move On» — композиция по мере своего развития из мириады скрипящих звуков трансформируется в безумный душераздирающий вокал, звуки которого, кажется, просто не могут быть порождены человеком.
«Fear Is A Place to Live» — это, буквально, хватающая слушателя за глотку мертвой хваткой смесь убийственно диссонирующих гитар и пробирающего до мозга костей хора.
В песнях Джонатан Девис вновь обличает свои комплексы и окружающий мир как их первопричину. Он боится всего вокруг, боится жизни, лишь на сцене превращаясь в гигантский ретранслятор собственных фобий. В равной степени талантливый и пугающий, Дэвис поглощает сам себя с жадностью самоубийцы, не заботясь об эвакуации бессмертной души. Наверное, поэтому ему бесполезно подражать.
Перейти к обсуждению на форуме >>