17.01.2013
Прогорел
Внимание культурной части саратовского общество вновь привлечено к Театру юного зрителя, точнее – к его бывшему директору Валерию Райкову. Тогда, сразу после пожара, директор театра Валерий Райков был отстранен от должности, а теперь и уволен. Публичный мотив этого решения ясен – Валерий Райков как директор театра должен понести ответственность за пожар в здании независимо от его причин, а также за тот ущерб, который был причинён зданию и театру в целом. По-моему, есть еще и непубличные мотивы, которые при определенном развитии могут сделать нашего «героя» не жертвой стечения обстоятельств, а тем еще «Карабасом Барабасом», но о них пока умолчим.
Вообще, на мой взгляд, Валерию Райкову везет. Сначала его спасли сотрудники театра, которые оперативно вызвали пожарную команду и организовали эвакуацию зрителей из здания. Потому что если бы при пожаре были пострадавшие, то отделаться простым увольнением, даже и не по собственному желанию, однозначно не получилось бы. Достаточно вспомнить пример клуба «Хромая лошадь» в Перми. Зрители того самого злополучного ТЮЗовского спектакля до сих пор считают, что им тоже очень повезло.
Мне довелось общаться с непосредственными очевидцами. Одна пожилая дама, пришедшая на спектакль, рассказывала, что задымление зала произошло очень быстро, практически внезапно. В какую-то минуту ей показалось, что сейчас начнется паника, люди просто затопчут друг друга, а на спектакле присутствовали и дети-инвалиды. По ее словам, то, что при полном аншлаге никто не пострадал, и то, что удалось быстро вывести людей, можно расценивать как большое чудо.
Чудо это или не чудо, не берусь судить, но для Райкова это был первый Знак. Потом люди, знающие об обстоятельствах и подробностях строительства нового здания ТЮЗа, пока закрытых для широкой публики, видимо, решили, что такому заслуженному деятелю как Райков нужно дать время подумать, не пора ли уйти красиво. Несколько месяцев дали на размышления. И наконец, в третий раз, когда его просто уволили, дав возможность сохранить репутацию, уважение коллег и сочувствие сторонников.
Однако некоторые «сочувствующие» считают, что директора уволили несправедливо. По-моему, те, кто его поддерживают, делают это, прежде всего, из личных симпатий, давая волю эмоциям, а возможно, и другим, более материальным, чувствам. Это можно понять и в этом нет ничего предосудительного. Но давайте посмотрим на ситуацию взвешенно. Получается, что уволили Райкова абсолютно по делу. От старого здания театра, имеющего, в том числе и большую историческую ценность для города, остался практически один фасад. Сегодня главный вопрос – это восстановление здания, пока оно совсем не развалилось. Все иные варианты неприемлемы, так как нанесут непоправимый урон нашему городу, его имиджу. Не сомневаюсь, что и самими саратовцами они могут быть расценены очень негативно. Периодически всплывающие разговоры о том, что после восстановления здание может быть передано кому-то другому, в данной ситуации глубоко вторичны и напоминают дележ шкуры неубитого медведя.
Более того, это как раз тот случай, когда есть риск вместе с водой выплеснуть и ребенка, то есть сам театр. За обсуждением судьбы бывшего директора, размышлениями, есть ли у Райкова-руководителя моральное право руководить театром дальше и заниматься его реконструкцией, мы, возможно, забываем о самом ТЮЗе, а значит – о детях. Получится ли восстановить сгоревшее здание в кратчайшие сроки? Когда оно будет способно снова принять детей, чтобы продолжать сеять в них светлое, доброе и вечное? Вот главный вопрос.
Сегодня, как известно, принято решение о выделении 300 миллионов рублей федеральных средств на восстановление здания. Эти деньги были найдены в резервном фонде правительства России, соответственно, и контроль над их расходованием будет очень жестким. Но способен ли получить это доверие Валерий Райков, чужими руками оспаривающий сегодня свое увольнение? Вы бы доверили своего ребенка няне, которая уже однажды недосмотрела за детьми? Я думаю, что ответ здесь очевиден. И федеральное правительство думает точно также – оно не будет выделять резервные деньги под проект, руководить которым будут люди с подмоченной в прямом и переносном смысле репутацией.
Мне представляется, что правительство области сегодня прекрасно понимает, что необходимо приложить все усилия и в кратчайшие сроки восстановить старое здание театра. В сегодняшних реалиях без помощи федерального центра никак не обойтись. И здесь есть первый и основной вопрос, – вопрос доверия тех, кто выделяет деньги, к тем, кому предстоит их осваивать. Если упустить этот шанс, то другой возможности сделать это в ближайшее время может и не представиться. Другого пути, по-моему, просто нет, если мы действительно думаем о восстановлении театра для детей. А уходить творческому человеку всегда больно, но лучше, когда вслед раздаются аплодисменты, а не звуки совершенно иного свойства.
Дмитрий Олейник
Перейти к обсуждению на форуме >>