12.11.2012
Когда пройдет почти пятнадцать лет
Как и многие саратовцы, по-слаповски выражаясь, «нашего круга», я впервые увидел спектакль «Когда пройдет пять лет» в маленьком черном зале на проспекте. Этом, на мой взгляд, и после Дома архитектора, лучшем пристанище АТХ за все его бродяжьи годы.
Было это 14 лет назад, поздней осенью странного 1998 года, мы, как нелепо обозначается данная стадия, «встречались» с моей будущей женой Наташей, используя для встреч, в т. ч., спектакли АТХ, и это, разумеется, накладывало.
Восприятие, возможно, было и тоньше, но каким-то глубоко своим.
…Гораздо больше мне нравились другие постановки Ивана Ивановича – Хармс, «В ожидании Коровкина», моноспектакль Виталия Скородумова по Бродскому и, конечно, – «Прекрасность жизни» из Евгения Попова (бессмертная версия с вокально-инструментальным ансамблем на первом сценическом и ностальгическом плане). Я до сих пор считаю эти вещи гениальными – ничего лучше и ближе мне я на сценах не видывал, а значит, никто меня не переубедит в обратном.
Там была редчайшая в современном театре гостья – подлинная народность, рожденная на стыке великолепной самодеятельности и наивного искусства. Однако в Лорке именно она казалась лишней – к режиссуре вопросов не было (мистицизм, и без того в пьесе обильно присутствовавший, черный зал усиливал многократно: огромные железные карты, игроки в масках средневековых чумных докторов), а вот исполнение виделось на другом уровне, профессиональней, что ли…
Тогда я так, конечно, не формулировал, ощущалось это, скорее, подспудно; как и лоркино прорастание символизма в сюрреализм соответствовало настроениям того пограничного года. Собственно, именно так дальше и получилось.
Программа фестиваля памяти Олега Янковского этого года обещала «нашему» и, прежде всего, АТХшному кругу ностальгическую сенсацию. «Когда пройдет пять лет» в постановке Ивана Верховых, в исполнении испанской, явно профессиональной труппы.
Сразу скажу – спектакль был замечательным, и не прекрасностью прошлой АТХшной жизни. Нет, он был свеж, мускулист и бодр, насколько это применимо к вещи, фиксирующей черную дыру времени. Если скажу, что Иван Иваныч – европейского уровня режиссер и один из лучших в России (кто еще, а?) – меня ведь не побьют камнями? Фактически-то теперь так оно и есть…
Испанцы, впрочем, впоследствии оказались басками. Что пикантно – им Лорка тоже не совсем родной. А вообще, я снова убедился, что актерские типажи универсальны – и у басков есть своя версия Безрукова, вариация Дюжева, своя гибкая, чуть сумасшедшая блонд (не наша радикальная Литвинова, но более общий вариант).
Из отличий, подмеченных дилетантским взглядом – движения и пластика у них естественней, смелей, сильней, органичней, нежели у наших. И потому, быть может, нет необходимости в истерике и актерской отсебятине.
Сам Гарсиа Лорка обозначил свою драму 1931 года «легендой о времени», от меня это по молодости ускользало, а теперь навалилось и принакрыло. Чему способствовало и общее решение спектакля – аскетичная и рельефная, казавшаяся подвижной сценография, правильный свет, русский текст, выведенный на экран сверху не вспомогательным, но полноправным элементом.
Все это отнюдь не распадалось, но соединялось без режиссерского пережима и особых зрительских усилий. Разве что стихотворные переводы Анатолия Гелескула – с их цветовой гаммой, преобладанием пронзительного желтого и зеленого (сейчас бы сказали – кислотного) – воспринимались немного отдельно. Но и это работает на общий замысел – подсознание, не отвлекаясь от происходящего на сцене, выдает собственные картинки – детство в пыльном и зеленом городке, яблоневые сады и заводские трубы, кладбищенские ограды, за которыми неумолимо растет число невозвратных и далеких… К которым не всегда и дорогу сегодня находишь – так однообразны эти ограды и нетверда становится память… Детские страхи, потом, через годы, похмельные страхи…
Или – тот черный зальчик АТХ на проспекте, родной человек рядом, рука в руке, любовь и тревога, на пороге взрослой жизни и русского завтра, которое всё никак не наступит.
Может, не наступит никогда.
Алексей Колобродов
Фото Садет Гашумовой
Перейти к обсуждению на форуме >>