05.10.2012
Об училках и людях
Эх, налетело на меня в День учителя написать всяких гадостей про своих коллег. Не, о выборах речь не пойдет, упаси боже. Это пусть «либеральная общественность» нападает на несчастных членов УИК, которые, видите ли, приписали «Единой России» 65% вместо 63%, а их любимой партии дали 0,8% вместо 1,2%. Ух, бы мы с этими 1,2% власть поменяли! А все учителя, суки…
Нет, я не об этом. Я решил сказать кратенько о хлебе насущном, нелегком учительском. И о том, что нельзя просто так взять и поднять учителям зарплату. Уже вижу сверлящие экран взгляды и слышу ваши мысли: что он такое пишет, учителя получают нищенскую зарплату. Ну, да. Многие действительно получают нищенскую зарплату. В мае ездил в Ягодную поляну, где проработал три года, на последний звонок – мой класс выпускался – и поговорил с одним из коллег насчет зарплаты. «Сейчас нам нормально платят, у меня тысяч 7 выходит», – ответил на мой ехидный вопрос один из учителей. Ну и что ж, нормально, значит нормально, чего спорить дальше? Я-то хотел разговор о нелегкой судьбе завести.
А с другой стороны, для значительного количества учителей 7 тысяч – адекватная зарплата при том, что они вообще профнепригодны. В какой еще профессии будут платить деньги за то, чего вы не умеете? Именно: в армии, полиции и школе. Первые два пункта опустим, я в них не больно разбираюсь – армии мне за 20 лет в военном городке хватило, а в полиции я только в ИВС бывал. Педагогическое образование – не показатель, если в нашей стране любое образование может быть показателем хоть чего-то.
Так вот, зарплата в 7-12 тысяч для человека, который работает 4 часа в день, не знает своего предмета, не знает элементарных правил русского языка и русской речи, – нормальная, а в некоторых случаях и даже чересчур большая. Система образования устроена так, что одна сторона делает вид, что учит, другая – что учится. Так есть ли смысл платить деньги за то, что кто-то «делает вид», а потом, при хорошем поведении и правильном членстве, получает очень высокие посты, кресла в заксобраниях и т.д.? И потом там с важными лицами продолжает делать вид. Сколько бюджетных денег уходит на этих бездарей?
Мне возразят: существует НСОТ (новая система оплаты труда, если кто не помнит), в соответствии с которой бездарные педагоги получают меньше, чем даровитые и уважаемые детьми, мол, их заработок может и 20 тысяч перевалить. Вздор! Вздор в той части, что они даровитые. По НСОТ высокие зарплаты получают педагоги, сумевшие составить т.н. портфолио, те, у которых «пять» по аппликации – они сложили в папочку методические наработки из написанных умными людьми книжек и предоставили их в управление образования. Они просто чуть лучше умеют «крутиться», но они не профессиональные педагоги. Это определяется другими показателями.
На минутку: каждый вспомните свое школьное детство – ведь каждый помнит своего любимого учителя? А за что любили? За знания, за культуру поведения, за авторитетность, за понимание. У меня была учитель по литературе – Колотова Ирина Юрьевна, низкий ей поклон и доброго здоровья. Учитель, с которым запросто можно было поспорить о пьянстве среди писателей, и ни на грамм бы не упал ее авторитет. Было ли у нее портфолио? Не знаю и знать не хочу, но знаю, что оно гарантированно было у другого учителя, на уроках которого я увлеченно раскрашивал парту, когда на них через раз-два являлся. Я не буду называть имя, но, поверьте, она достигла хорошего статуса. И за ее зарплату я не беспокоюсь.
А за карман талантливых педагогов беспокоюсь, потому что они не умеют правильно собирать бумажки и состоять в правильных организациях. Они – Учителя.
В общем, я вот что думаю. Как истинный большевик предлагаю чистку. На мой взгляд, необходима серьезная переаттестация. Не как в полиции – за взятки. И не как раз в пять лет в СарИПКиПРО – никак. А серьезная переаттестация, с привлечением высокообразованной уважаемой профессуры, широкой общественности. Каждый учитель пусть пройдет такую переаттестацию на знание предмета, культуры речи, широту мировоззрения, общую эрудицию. Не надо никаких «папочек», только личное общение. ПолОжила тетрадь на стол – профнепригодна, до свидания. Решила чему-то «научит_ся» – вон из профессии. А уже прошедшим поднять зарплату. Во сколько раз надо? В три? Ок, пусть в три. А затем и в пединституты принимать только после результатов профотбора. В такую профессию отбоя от кандидатов не будет, поверьте.
Вот тогда будут учителя, тогда можно будет говорить о честном и нелегком труде. И об авторитете тогда можно будет говорить о реальном, а не о пафосном ура-авторитете, подкрепленном только поздравлениями от пресс-службы губернатора.
А безграмотные училки пусть на нелегкую судьбину не жалуются.
С преклонением перед священным трудом настоящего педагога,
Сергей Петунин
Перейти к обсуждению на форуме >>