Игорь Сорокин: «Родник – символ счастья и полноценной жизни»
В конце августа Саратовский областной музей краеведения стал победителем конкурса проектов Благотворительного фонда В. Потанина. В 2012 году из всех регионов России на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» поступило 355 заявок от музейных организаций федерального, республиканского, областного и муниципального уровня. Наш музей представил на конкурс проект «Атлас рима: руководство водохлёбу саратовскому».
Мы беседуем с соавтором музейного проекта, краеведом, экс-директором Дома-музея Павла Кузнецова Игорем Сорокиным.
– Игорь, расскажи подробнее о соавторах и что, собственно, сподвигло вас заниматься именно проблемой родников?
– Александр Башкатов – в первую очередь. Это верный, испытанный «Музейной долиной» и «Саратовским озером», боевой товарищ. Как вы понимаете, тема воды – будь то поиск утраченной реки, текущей по дну Глебучева оврага, или разгадывание тайн проточного волжского водохранилища (искусственного озера) – главная тема в этих проектах. И «Атлас рима» тоже имеет водную основу – это о родниках. Именно от Башкатова исходит большинство моих познаний о водных ресурсах города. Он специалист – его диссертация посвящена именно городскому водопользованию.
Когда я впервые, много лет назад, услышал перечисление речек, протекающих по Саратову и его окрестностям, сердце сжалось – ведь мы могли бы иметь красивейший город с крохотными набережными, мостиками, кафе. А мы их «давили-давили, душили-душили» и, наконец, живём в каменном царстве, задыхаемся в пыли, а фундаменты наших домов точит грибок и затхлость. Да и сами дома трещат и проваливаются в «неустойчивые грунты». Мы даже имена этих речек и ручьёв выдавили из памяти.
Однако мы ещё имеем возможность кое-что вернуть. Это родники, которые в силу их местоположения (они выше города, на склонах гор) мы ещё не сумели загадить. И это наше сокровище. Огромный водоносный слой. Мы его мало ценим и плохо оберегаем. Многие родники заилилсь и «ушли» – только мокрое место осталось, часто заваленное мусором. Однако ничто не мешает поступить нам по примеру наших предков. Вот одна из цитат – очень важная и в плане информации, и глубинная по смыслу. Именно из заметок титулярного советника К.И. Попова лично я вычитал объяснение «садовой трапеции» – того самого полукруга городской границы 19 века, который образовывали Садовые улицы: 1-я Садовая – 2-я Садовая – Большая Садовая – Малая Садовая: «Все эти горы (Соколовая, Лысая, Лопатина) имеют скаты внутрь Саратова, а Лысая гора разделяется на несколько уступов. Между уступами её образовались довольно обширные площади, изобильные родниковой и ключевой водой и лучшей чернозёмной землёй. Эти места первоводворяемые жители Саратова разобрали, расчистили, развели на них фруктовые сады, устроили домики, открыли родники, поделали пруды, бассейны и чигири. Теперь сады (из яблонь и груш) в цветущем положении и владельцам приносят хорошие доходы, в особенности в урожайные годы».
Как известно, в Саратове был так называемый «гришинский водопровод» (подвиг Василия Васильевича Гришина требует отдельного рассказа!), благодаря которому несколько десятилетий XIX века жители города могли отчасти чувствовать себя римлянами. Город пил чистейшую родниковую воду, разносимую по дубовым акведукам из источников со склонов обрамляющих его гор. Как свидетельствует путеводитель «Волга от Москвы до Астрахани» 1862 года, деревянные водопроводы являлись настоящей достопримечательностью Саратова – недаром попали в путеводитель: «Вода многочисленных ключей, вытекающих из окружающих гор, с помощью системы закрытых канав собиралась в резервуары, вмещающие до 50 тыс. вёдер. Из этих резервуаров по подземным деревянным трубам вода поступала в бассейны на Сенную, Соборную, Театральную и Архангельскую площади».
Лето у нас, сами понимаете, обычно жаркое. Потребность в воде и желание много пить – закономерное. Думаю, именно эти обстоятельства вызвали к жизни устойчивое словосочетание «водохлёб саратовский». Лариса Михайловна Лукьянова перевела нам эту дразнилку на латынь: aquaepotator Saratoviensis.
Вот из всего этого – цитат, знаний, досады, размышлений – и сложился проект «Атлас рима». Он, в первую очередь, разумеется, исследовательский. Надо отчётливо понимать, что тех двух миллионов рублей, выделенных музею краеведения фондом Владимира Потанина, не хватит на восстановление-благоустройство родников и сопредельных им территорий. Это такая мечта, которую мы должны перевести из эфемерного состояния в зримое-достижимое. Своим проектом мы должны максимально приблизить желаемое – возвращение горожанам «римского права чистой воды». Это и есть наша цель. В рамках проекта мы должны выявить собственно родники и собрать о них сведения самого разного характера – от музейных историй до анализа химического состава воды и условий землепользования – которые потребуются архитекторам для создания проектов благоустройства. В итоге должен выйти в свет «Атлас рима: руководство саратовскому водохлёбу» – издание, которое позволит ориентироваться в наших родниковых ресурсах.
Это огромная работа. Спасибо Саратовскому музею краеведения, который взял на себя ответственность за её осуществление. И надо сказать честно – не только взял-разделил ответственность, но и взвалил огромную дополнительную работу. Ведь любой проект подобного рода значит весьма напряжённый ритм жизни в течение года.
Ещё мы очень надеемся на поддержку партнёров. Многие уже проявили себя. Тут в первую очередь следует назвать корпорацию «Софит» в лице её сотрудников Татьяны Зайцевой и Игоря Афанасьева, благодаря которым, можно сказать, проект этот и зародился. Ещё прошлой осенью они стали собирать на своей дружественной территории думающий народ, в основном из архитектурной среды, отчасти из музейной – им было важно расширить традиционную аудиторию строительной выставки. И потому продумывалась-придумывалась параллельная программа – круглые столы, выступления, арт-проекции. Но главное – выбиралась ключевая проблема. Тогда, на этих заседаниях с чаепитием, зародилось несколько плодотворных идей, достойных развития. В том числе решили проводить в рамках выставки «Строительство. Отделочные материалы. Дизайн» ежегодный фестиваль «Природа города». Название многозначное, позволяющее разворачивать городские проблемы разными гранями. Возвращение родников – только одна из них.
Именно из совместных заседаний в «Софите» выкристаллизовалась (это слово здесь особенно уместно, поскольку их выставки проходят во дворце спорта «Кристалл») собственно идея архитектурного конкурса. Была проведена предварительная работа – написаны тексты и составлены первые списки родников. В рамках самого фестиваля был пока только круглый стол. Надеемся, что следующей весной мы совместно проведём уже полноценный конкурс архитектурных проектов.
Да, к тому самому апрельскому круглому столу была выпущена небольшая брошюра Александра Александровича Орлова «Как обустроить родник». И, кстати, институт сельской гигиены, в котором он работает, предоставил нам письмо поддержки (наличие партнёров – необходимое условие конкурса).
– Кто ещё написал письма в поддержку проекта?
– Партнёрами проекта «Атлас рима» выступил СГТУ – кафедра архитектуры и кафедра дизайна архитектурной среды. Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству – письмо поддержки подписал главный архитектор города Александр Николаевич Кискин. Саратовское отделение Союза архитекторов. Серьёзная поддержка специалистов дорогого стоит!
Ещё – географический факультет СГУ и Саратовское отделение Русского географического общества. Разумеется, музеи – ведь конкурс, в котором мы одержали победу, так и называется: «Меняющийся музей в меняющемся мире». В первую очередь родной для меня Радищевский. Как было не поддержать – ведь как минимум два места в нашем списке связаны непосредственно с жизнью и творчеством больших художников, принесших славу нашему городу. Это долина Маханного оврага, где прошло детство Павла Кузнецова «в цветущих садах над Волгой» и долина Королькова сада, связанная с мастером ксилографии Алексеем Кравченко (кстати, директором Радищевского музея в 1920-е), который впервые именно в саратовском Корольковом саду попробовал резать гравюру по яблоневому дереву. Именно поэтому в тот самый пакет документов для архитекторов должны будут лечь, просто просятся, произведения этих мастеров.
Ещё – комитет по молодёжной политике, охране культурного наследия и туризму. Мы, кстати, предполагаем, что система родников может связаться в некий туристический маршрут и многие горожане будут с удовольствием прогуливаться от родника к роднику.
Также письма поддержки проекту написала рекламная группа «Старик» (верный партнёр дома-музея Павла Кузнецова, начиная с первых дней его существования) и журнал «Общественное мнение». Как я понимаю, этим интервью журнал подтверждает свой интерес к делу возрождения саратовских родников!
Вот, собственно, предыстория проекта. Однако история его только-только начинается и потому любая поддержка в течение года будет ко двору.
– Расскажи поподробнее об «эстетизации городского пространства», которая является одной из основных задач проекта. Помнится, аналогичный подход был в проекте «Музейная долина». Есть ли связка между двумя этими проектами?
– Связка, разумеется, есть. Поиск утраченной реки в Глебучевом овраге – экспедиции в поисках истока, мозговые штурмы-заседания «штаба ГО», художники-переводчики с языка научных выкладок на язык образов – весь этот арсенал, который мы намереваемся использовать и сейчас, был выработан ещё в «Музейной долине». Мы уже ходим в экспедиции и устраиваем мозговые штурмы в краеведческом музее.
Основополагающая же идея нового проекта также не лишена художественного воплощения – устройства конкурса архитектурных проектов. Именно для него мы должны за исследовательский период осень-зима подготовить пакет документов и выработать ТЗ для архитекторов. Пакет этот, разумеется, будет отличаться от обычной документации. И именно – уклоном в художественность и музейность. Задача – настроить на творческую волну. И потому кроме необходимых для проектирования параметров (от результатов анализа качества воды до вопросов землепользования) мы должны будем предоставить так называемые «музейные истории».
Мы делаем ставку на превращение города в развёрнутую экспозицию: реплики художественных произведений или музейных артефактов в городской среде. И, наоборот, на интерес горожан к сокровищам, которые хранят музеи и архивы – подлинный интерес к истории места. Это, на наш взгляд, может изменить в лучшую сторону саратовца, настроить его, как любил повторять Павел Кузнецов, «на лад душевной доброты».
Увы, промышленный город отнял не только источники чистой воды на саратовских площадях XIX века, но, собственно, и сами площади. Саратов по градостроительным параметрам из-за нехватки общественных территорий – парков, садов, скверов – сегодня не подпадает даже под статус города. Катастрофическая скученность «большой деревни» неизбежно приводит к низкому качеству жизни и дискомфорту в среде обитания. Наша задача – подвигнуть саратовцев к исправлению создавшейся ситуации.
– Как ты считаешь, последует ли практическое наполнение проекта «Атлас рима» в части освоения природного и исторического наследия города? Есть ли какие-либо встречные инициативы со стороны власти и архитектурно-градостроительного сообщества?
– Хочется верить, что последует. По крайней мере, после весеннего круглого стола меня пригласили выступить в доме архитекторов – там собирается клуб, в котором обсуждаются самые разные проблемы – как молодыми специалистами, так и корифеями. Надеюсь, и те, и другие примут участие в нашем «родниковом конкурсе».
– Что в конечном итоге вы ожидаете от реализации проекта? Сможет ли он хоть немного изменить отношение общества к окружающей среде и сдвинуть ситуацию с мёртвой точки?
– Одной из первоочередных задач проекта является эстетизация городского пространства: создание проектов парковых зон на подступах к родникам, демонстрация возможности превращения заброшенных или неэффективно используемых источников в произведения искусства, имеющие при этом прикладную функцию. Этот проект как раз и предполагает не только привлечение большого числа партнёров из различных областей деятельности (что очень и очень важно), но и общественное движение. Пока горожане голосуют за идею чистой воды в основном «ногами» – в любую погоду можно видеть людей с бидончиками, канистрами и пластиковыми бутылками, тянущихся к источникам. Уверен, когда начнут обустраиваться родники, голосовать начнут ещё и «руками» – помогать в очистке, обустройстве. И, самое главное, в поддержании. Ведь все мы прекрасно знаем, как быстро любую красоту можно загадить, если не будет кто-то ухаживать и следить.
Во многих культурах отношение к родникам – священное. И это определяется не только наличием или недостатком воды. Вспомним всё тот же Рим, который водой обеспечен уже много веков. Однако и у тех народов, которых римляне считали варварами, – то же самое: вода – сокровище, родник – символ счастья и полноценной жизни. Разве мы всего этого не достойны?
Перейти к обсуждению на форуме >>