Журнал Общественное мнение

ТОП-НОВОСТИ


RSS



 
 
№3(162), март 2013 г.

Внутренний голос

О юбиляре и дивидендах

Комментарии (95)

1

Рейтинг

Пресс-рейтинг

Комментарии (323)

2

Теневой кабинет

Бурления и маета

Комментарии (2256)

3

Режем look. Марина Алёшина

Комментарии (50)

4

Де-факто

Под «Петровским «Молотом». Как попытка выполнить гособоронзаказ привела к уголовному делу

Комментарии (110)

5

Персона

Михаил Лысенко: интервью из-за решетки

Комментарии (52)

6

Дикое поле

Почти идеальное убийство. В истории уничтоженного авиазавода рано ставить точку

Комментарии (2211)

7

Бизнес-решения

Удачные решения для вашего бизнеса

Комментарии (142)

8

Корпоративные новости

Новости МегаФона

Комментарии (49)

9

Люди&Деньги

Праздник вкладчика

Комментарии (76)

10

Рынки&компании

Бизнес со взысканиями. Коллекторско-долговой рынок Саратова

Комментарии (1430)

11

Тема

А вот они мебеля!

Комментарии (69)

12

Школа

Навязчиво, чрезмерно, повсеместно…

Комментарии (62)

13

Саратовская епархия: люди, годы, грехи. Леонид Коссович как зеркало вузовской клерикализации (часть первая)

Комментарии (519)

14

Наблюдатель

«Это провокация!» Студенческое движение в Саратове: от революции философов до забастовок по приказу

Комментарии (256)

15

Теория&практика

Будущее трамвая светло, но дорога к нему извилиста

Комментарии (616)

16

Де-факто

Журналист, читатель и писатель

Комментарии (34)

17

Спорт-line

Экосистема нового фитнеса

Комментарии (285)

18

Вопрос номера

Вопрос номера

Комментарии (27)

19

Открытия

Kvartal & Cop.Copine

Комментарии (113)

20

Кино культ

«Охота»

Комментарии (109)

21

Альбомы культ

Маргулис & Посвящение Михею

Комментарии (115)

22




новости саратова



























Сайт журнала "Общественное мнение" самые свежие новости Саратова. Читайте блоги ведущих журналистов города, комментарии к саратовским новостям, смотрите телепередачу "Общественное мнение".


Создание сайта www.info-expert.ru
Реклама компаний:


Статистика посещений

Hits
4675977
2545

Hosts
862831
360

Visitors
1713636
379
4

Яндекс.Метрика
Rambler's Top100
Общественно-политический и экономический журнал, г. Саратов

Нестабильный бизнес Сергея Шаргунова

Версия для печати

24.07.2012

Нестабильный бизнес Сергея Шаргунова

Сегодня буквально по пальцам можно пересчитать современных писателей (конвейерные детективщики – не в счёт), которые успешно становятся медийными фигурами. Но парадокс в том, что если говорить о Сергее Шаргунове, то он стал востребован в теле- и радиоэфире скорее по принципу «вопреки», а не «благодаря».

Как и зачем он в свои 22 года подарил полученную им премию Эдуарду Лимонову, как и за что попадал в пресловутые стоп-листы на ТВ, а также почему он одновременно и патриот, и вольнодумец, когда дело касается великой русской литературы, – об этом с ним наш разговор.

 

– Легко ли сегодня быть русским писателем?

– Психологически – легче, чем в финансовом плане. Конечно, в плане денег литература – нестабильный бизнес (если вообще её можно так именовать). У меня, например, приблизительно 20 процентов доходов – от литературы. Книга пишется год, а часто – два и еще дольше, в зависимости от объёма. И хотя, к примеру, моя последняя «Книга без фотографий» прекрасно разошлась, но опять-таки хорошие гонорары и превосходные роэлти всё равно не в состоянии обеспечивать пишущего человека, чтобы достойно можно было жить каждый день, а не от случая к случаю. Тем не менее, мои авторские колонки в различных изданиях я считаю всё-таки литературой, а не журналистикой. И сейчас, когда я с 1 июля 2012 года стал главным редактором сайта «Свободная пресса», я уделяю огромное внимание отделу литературы. Поэтому доход за последние пять лет от моих формально журналистских публикаций можно смело назвать литературным. Часто это проза на стыке с эссеистикой, но в любом случае, по моему собственному ощущению, это – в художественном ключе.

– Ныне вы, несмотря на достаточно молодой для серьёзного прозаика возраст, – одно из знаковых имён литературного процесса, которое попадает в поле внимания такого уважаемого в писательской среде издании, как журнал «Новый мир». Вам известно, что в советское время он открывал на своих страницах писателей, становившихся классиками при жизни. Но вот недавно я зашел в Википедию и из неё узнал, каковы размеры вознаграждения за творческий труд сегодняшних последователей Твардовского, Солженицына, Василя Быкова, Трифонова, Домбровского, Евтушенко и многих других. Региональная многотиражка порой платит больше, чем нынешний «Новый мир». Как вы оцениваете всё это? Википедия врёт?

– Нет, в данном случае, сужу по собственному опыту, Википедия не врёт. Вообще, ситуация с «толстыми» журналами такова, что они шаг за шагом утрачивают вес в обществе, и, если рассматривать проблему предметней, – влияние на читателей. Взять тот же «Новый мир», на который вы ссылаетесь. Недавно я одной знакомой девушке показал свежий номер издания, только что подаренный мне его главным редактором Андреем Василевским. И она, с удивлением посмотрев на него и, что характерно, пощупав руками, мне сказала: «Слушай, а что это за книга такая?» Я отвечаю, что это не книга, а журнал. Она не понимает: «Разве это похоже на журнал? Был такой журнал – просто «Мир», – так тот похож на журнал, а это – что?» Причём это мне заметила девушка, которая даст фору любому сорокалетнему журналисту по осведомлённости по многим актуальным моментам, регулярно посещающая светские тусовки, читающая ленту твиттера. Хотя – вот вам сюжет в контраст: мне было 19 лет, и я-то знал, что такое «Новый мир». Более того, я осмелился придти в этом возрасте в редакцию со своими рассказами. И, представляете, они «пробили толщу» этого журнала...

«Толстяки», конечно же, заслуживают несравненно лучшей доли, – поскольку продолжают стоически выполнять просветительскую миссию в нашей провинции, пополняя библиотеки и современной, и в то же время качественной литературой. Несомненно, они – по-прежнему оселки вкуса в литературе.

– Вам, после получения премий «Дебют», «Эврика», после вхождения в финал премии «Национальный бестселлер» не предлагали профессионально, в штатном режиме редакторскую работу в «толстых» журналах?

– Я больше предпочитаю сотрудничать с ними непосредственно как автор. Причем, обратите внимание, – ведь я подружился не только с «Новым миром». По сути, как бы кто ни воспринимал ту же «Москву» или «Знамя», реликтовыми или даже в чём-то архаичными, я с трепетом отношусь к этим изданиям и всегда считал за честь публиковаться в них.

– А что мешает (спрашиваю вас об этом как практика, как лицо заинтересованное) нашему государству содержать хотя бы на сносном уровне отечественную литературно-художественную периодику? Кто виноват в том, что оплата труда писателей, – если они не в компании с Донцовой, Устиновой или Бушковым, – не превышает порой 10-ти процентов от советского денежного аналога?

– Я абсолютно согласен с вами, что существующие государственные дотации на этот разряд изданий совершенно не достаточны. Сейчас из-за отсутствия господдержки выталкивают на улицу «Дружбу народов». Но есть и другая принципиальная проблема – у нас нет ни одного (не литературного в чистом виде) журнала, где бы в обилии печаталась хорошая литература.

Мне кажется, все мы подошли к тому, что в плане издательского дела настала пора скрестить литературу и модные медиа (хотя «глянец» с ней и заигрывает). И в том нет ничего предосудительного. Тогда неизменно и многократно увеличилась бы, я убеждён, серьёзная читательская аудитория. Всё-таки замечательные «толстяки» весьма музейно выглядят, они – вне издательского и читательского мейнстрима. И не надо говорить, что подобное скрещение не будет пользоваться спросом, – будет, важно здраво разработать и осуществить данный проект. Россия остаётся литературоцентричной страной; самой пишущей – точно. Любой массовый конкурс, будь то среди молодёжи или просто пользователей интернета, независимо от возраста, свидетельствует, что десятки тысяч людей присылают свои работы. Любой приезд в провинцию более-менее заметного прозаика, поэта, драматурга, критика влечёт за собой огромный приток желающих живьём пообщаться с писателем.

Также не совсем верна, на мой взгляд, существующая концепция федерального телеканала «Культура». Он тоже смотрится достаточно музейно. И совершенно очевидно, что на нём наблюдается дефицит живых (во всех смыслах этого слова) современных писателей. Такое ощущение, что те, кто определяет культурную политику, ходят по струнке и всё время боятся, с одной стороны, власти (потому что власть отлично понимает, что культура – это идеология, это формирование смысла), а с другой стороны – сама высшая власть непонятно ведёт себя по отношению к культуре. Она либо боится вкладывать в неё средства, либо просто не понимает, зачем это нужно делать, а ведь инвестирование таких заведомо не прибыльных отраслей – во всех странах всегда дотационно. Однако культура – соль общества.

– У вас сегодня не возникает ощущения, что когда вы 10 лет назад приезжали в Саратов публично поддержать на судебном процессе Эдуарда Лимонова, –в этом было проявление юношеского максимализма? Насколько трансформировались ваши воззрения, насколько они близки сейчас к идеологии Национал-большевистской партии?

– Я и сегодня подписываюсь под всем тем, что я говорил в 2002 году в саратовском суде и писал в защиту Лимонова в «Литературной газете» и других изданиях. И я полагаю, что когда я отдал ему свою премию («Дебют». – Авт.), поступил правильно. Тут не было никакой запальчивости, я считал и продолжаю считать Лимонова ярким социальным мыслителем и великолепным художником. А по поводу членства в партии – я лично никогда не входил в ряды НБП.

Кстати, недавно, 12 мая Эдуард Лимонов был у меня на дне рождения и подарил мне свою книжку, подписав её «Сергею Шаргунову, который нас никогда не предавал». Дело в том, что мне приходилось быть свидетелем на многочисленных судебных процессах, и я выступал на них в защиту лимоновцев. В частности, – тех, кто захватывал приёмную администрации Президента и здание минздравсоцразвития. Их жестоко, мстительно и неадекватно карала наша система.

 

Лимонов, Шаргунов, Прилепин.jpg

  

Показательно, что первый митинг после выборов Президента 5 марта 2012 года на Пушкинской площади открывал не депутат, не политик (будь он «системный» или «несистемный»), а писатель Сергей Шаргунов. Вы сами прекрасно видели, как с осени прошлого года интеллигенция заметно начала пополнять ряды демонстрантов, – причём под самыми разными лентами и флагами. По-вашему мнению, должен ли художник выходить на площадь?

В России так повелось, что писатель так или иначе оказывается в эпицентре общественной жизни, его захватывают большие смыслы. На примере истории ХIХ века такими личностями были Толстой и Достоевский, в ХХ веке – идейные, а где-то и стилистические антиподы Солженицын и Шолохов. И в этом плане сегодня в России фигура литератора укрупняется. Когда энергия покидает политику, то она наглядно переходит в искусство, и ныне писатель, как мне представляется, обладает возможностью быть независимым и, соответственно, высказываться смелее, чем многие прочие. Что же касается меня непосредственно, то я никогда не чурался общественной реальности, – если что-то возмущает, или же есть желание приложить свои способности к тому, чтобы что-то изменить в стране, – всегда с готовностью двигался по этой дороге. А протест, который начался с осени прошлого года, – как бы его ни пытались опомоить либо приватизировать, – сам порыв людей был честным и искренним.

У вас нет желания вновь попробовать войти уже не в общественную деятельность, а напрямую в политику? Возможно, не все знают, – вы были в первой тройке списка «Справедливой России» в 2008 году, но разгорелся нешуточный конфликт, в результате чего Сергей Миронов выступал с нешуточными нападками на вас…

– Бог с ним, с Мироновым. Еще в 2004 году я сколотил собственное движение «Ура!», одноимённое своей повести, и в нём были представлены люди свободных профессий: писатели, музыканты, художники. Мы пытались, как могли, внести творческий дух в страну, плеснуть красками, и это было, безусловно, протестное движение. Как раз на этой волне мне и поступило предложение идти в Государственную думу. Я поставил условие, чтобы я мог оставаться самим собой; заявил сразу, что я ни при каких обстоятельствах не откажусь от своих принципов. Когда же я уже официально был включён в первую тройку федерального списка «Справедливой России», то раздался грозный окрик из Кремля, с самого верха.

– То есть материализовался смысл заглавия другой вашей повести, чтобы был «Малыш наказан»?

– (Смеётся) Настоящая оппозиция запрещена в парламенте. После того, как меня сняли с выборов, превратив в бюллетенях тройку в двойку, я долго находился в стоп-листах на ТВ. Теперь из чёрных списков переместился в серые. Что до официозной политики, никакого соблазна участвовать в мертвечине у меня нет. Моя позиция – во всём должен быть свой смысл и толк. Сегодня каждый независимый человек сильнее любой громоздкой структуры. А моя история была такой же, как у Евгения Ройзмана, когда наложились опять же окрик из Кремля и тонкость барабанных перепонок у партийного руководства – одно на другое.

Во всяком случае, отдавая себе отчёт в том, что у нас вся политика – под колпаком, и все парламентские партии – системные, я отчётливо вижу, что это не исключает того, что и в этих партиях могут состоять достойные люди, и борьба может приобретать самые разные и самые неожиданные формы.

– Вы не побоялись в качестве живого лица литературной смены появиться в фильме на канале «Россия-1», посвящённом 85-летию писателя Юрия Бондарева, которого наш творческий бомонд совсем недавно причислял чуть ли не к красно-коричневым. Вы в этой связи придерживаетесь какой-либо условной формулы, когда внешне вы «ни с кем», а только со своими убеждениями?

– Эта формула – пушкинская, и она же – грибоедовская. Я вольнодумец, который любит свою Отчизну. И в этом смысле я преклоняюсь перед живым классиком Валентином Григорьевичем Распутиным, я его знаю лично, меня мой отец (преподаватель Московской духовной академии) с ним знакомил... У меня, как и у многих людей моего круга общения, в этой связи возникает много вопросов к нашему телевидению, на котором или вообще нет тех же Распутина, Бондарева, Личутина, Белова, Крупина, или появляются они чрезвычайно редко.

– А вас самого сейчас не приглашают на телевидение, – не как гостя (в этом качестве вы всё же появляетесь на экране), а в роли, скажем, автора передач или профессионального ведущего? Спрашиваю именно как выпускника журфака МГУ…

– Да, мне делали предложения некоторые телеканалы, но как только я соглашался, мгновенно всё обрубалось. Ранее я с десяток раз категорически отказывался участвовать в различных поганых или похабных, если угодно, шоу, – которые на сегодня все, увы, заранее срежиссированы.

– Писательство, насколько можно судить, – в пример большинству литераторам – не отнимает у вас сил и желания заниматься журналистикой, причем не номинальной, а социально направленной, острой, сочетающей в себе фактуру с качественной литературной отделкой. Имя вашего коллеги, шеф-редактора сайта «Свободная пресса» Захара Прилепина тут говорит само за себя. Какую задачу вы поставили, став совсем недавно главным редактором «Свободной прессы»?

Мне, безусловно, хотелось бы как можно быстрее вывести из маргинального гетто огромное количество русских мыслителей и художников. Наша первейшая задача – сделать сайт площадкой для настоящих дискуссий, дать слово и левым, и либералам, и националистам. Необходима некая симметрия высказываний и оценок, чего и близко нет на федеральных каналах и в противостоящих им СМИ, увы, тоже. Информацию мы планируем чередовать с авторскими колонками, где можно будет высказывать самые разные точки зрения, независимо от политических взглядов.

– Вы сами что читаете, смотрите?

– Всё. Но в основном интернет. Твиттер и Фэйсбук во многом опережают по остроте и информированности даже самые продвинутые ресурсы. Но кроме чтения надо ещё писать – включается другой регистр, срабатывает противоядие сиюминутной суете. Скоро выйдет новый роман.

 

Алексей Голяков, редактор отдела «СМИ и общество» журнала «Журналист» (Москва) – специально для ОМ


Возврат к списку


М. Каришнев-Лубоцкий, 24.07.2012 15:29:13 Цитировать Имя

Очень интересное интервью. Особенно оно интересно должно быть писателям и журналистам. Очень важный акцент сделан Сергеем Шергуновым: писатель (журналист) обязаны хранить своё "я". Пусть даже это "я" в чём-то и заблуждается. Искренное заблуждение писателя самоценно. Притворство писателя, потакание "модным веяниям" могут погубить талант. Можно "заиграться". Шергунов, как мне кажется, правдив. Постскриптум. Жаль, что в Саратове мало публикуют интервью с писателями, артистами, философами, учёными.


Гость, 24.07.2012 23:07:17 Цитировать Имя

Господи, насколько ж интервьюер глуп и безграмотен...



Перейти к обсуждению на форуме >>


Ваше имя:  
Введите Ваше сообщение

Смайлики
Широкая улыбка  С улыбкой  Печально 
Удивленно  Здорово  Поцелуй 
Смущенно  Очень грустно  Со злостью 
Шутливо  Восклицание  Вопрос 
Идея  Скептически 

Закрыть все теги
Открытые тэги:    

Для того чтобы вставить цитату с этой страницы, выделите её и нажмите на ссылку "Цитировать".
 Вы хотите разрешить смайлики в этом сообщении?

Защита от автоматических сообщений:
Символы на картинке: 
Защита от автоматических сообщений

 

Телепередача RSS

телепередача

22.04.2013 11:30:00
Общественное мнение, 20 апреля 2013 г.

телепередача

09.04.2013 08:54:00
Общественное мнение, 6 апреля 2013 г.

Городской романс с Колобродовым

блоги RSS

36429
Блог Алексея Колобродова
 
Об Анти-Жеглове
Редактор журнала Алексей Колобродов rss 11-03-13, 10:32

13000
Блог Васи Джа
 
Инновационное удовольствие
Вася Джа rss 18-06-12, 10:15

34684
Блог Вячеслава Мальцева
 
Сегодняшние парадоксы
Вячеслав Мальцев rss 01-02-13, 11:21

39623
Блог Шаина Абдуллаева
 
«Полтора Землекопа» о любви к Кирову, корейскому кинематографу и сибирскому панку
Шаин Абдуллаев rss 08-02-12, 11:52

48220
Блог Дениса Жабкина
 
Улица Трамвайная
Денис Жабкин rss 22-06-12, 14:14

54005
Блог Андрея Руфанова
 
Всем спасибо, или саратовский граф футбола
roufanov rss 26-04-13, 09:46

60815
Блог Андрея Штольца
 
Уходящая натура. Обзор рынка коммерческой недвижимости
shtolz rss 17-12-12, 13:10

Частное мнение RSS

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

«Мне непонятны писатели, которые поддерживают власть»

Писатель Роман Сенчин о литературе, протестном движении, необходимости разумного социализма и впечатлениях от Саратова
Автор: Антон Морван
Комментарии (35)
Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Лучшая по продажам в «Иуда корпорейшн»

Предателей вполне предсказуемо ставят на одну доску с проститутками
Автор: Иван Петров
Комментарии (575)
Семеро по лавкам

Семеро по лавкам

В разных странах многодетные семьи, так или иначе, находятся под покровительством государства
Автор: Садет Гашумова
Комментарии (20)
Пир и вампиры

Пир и вампиры

«Бэтман Аполло» имеет все шансы сделаться блокбастером, случись хороший бюджет и смелый режиссер
Автор: Алексей Колобродов
Комментарии (34)

По существу RSS

Раздавленные вертикалью

Раздавленные вертикалью

За 12 путинских лет бюджетная политика правительства разделила страну
Автор: Антон Морван
Комментарии (18)
Оганесян вовремя распродал «Русь»

Оганесян вовремя распродал «Русь»

Участок в центре Саратова занимает «этнографическая деревня»
Автор: Алексей Отрадный
Комментарии (82)
Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Чем больше люди работают, тем меньше пенсия

Эксперты сочли пенсионную формулу правительства РФ антиконституционной
Комментарии (11)
Куда мы «приедем» с такой политикой?

Куда мы «приедем» с такой политикой?

Планы Минфина «оптимизировать» расходы на льготный проезд в электричках ударят по студентам и школьникам
Комментарии (16)






Реклама компаний: