Прошу меня ограбить. По собственному желанию
«Здоровье обязаны купить»
Всем известно, что образование и медицина давно стали платными и приравнены к услугам – наподобие починки обуви или ремонта холодильника. В негласном соперничестве «кто больше наживется» трудно определить постоянного лидера. Вполне возможно, фору дает медицина. Как шагреневая кожа, в ней постоянно сокращается объем бесплатн… едва не написал по-старому «бесплатной помощи», и теперь она еще в большей степени, чем образование, требует деньги за услуги.
Из-за нехватки денег можно быть неграмотным или малограмотным, но когда болезнь прижмет – последнее отдашь, особенно если недуг тяжелый и, на беду, не входит в перечень гарантированной медстрахом бесплатной помощи. Даже если в стационаре вас едва поставили на ноги, для вас существует строгое разграничение «бесплатно – деньги». За счет сокращения перечня государственного стандарта оказываемых бесплатно (по страховому полису) медицинских услуг постоянно пухнет список услуг платных. Просто невозможно понять логику медицинских администраторов, переливающих, словно кровь пациента, ранее бесплатные процедуры, анализы и обследования в разряд платных. Утвержденный руководством МУЗ «1-я Городская клиническая больница им. Ю.Я. Гордеева», а значит и доктором медицинских наук, профессором и заслуженным врачом РФ Игорем Саловым список платных услуг растянулся аж на 14 (!) машинописных страниц! Туда попало всё, что стоит чуть выше простых медицинских услуг, которые отпускаются бесплатно по так называемому страховому полису.
В начале июля я вынужден был выложить 711 рублей за УЗИ-исследование. Впрочем, его можно было бы, как пояснил палатный врач, не проводить, но оно точнее, чем сделанное ранее бесплатное и входящее в стандарт медицинской помощи стационарным больным. Как заботящийся о собственном здоровье я, естественно, пошел в кассу вверенного Салову крупного медучреждения в центре Саратова. Поскольку за лечение-обследование брали не только с меня, пришлось выстоять в очереди. Драли не просто, а с изощренным административным цинизмом. Администрация требовала написать заявление на имя Салова о… полной добровольности расставания с деньгами: «Прошу оказать мне медицинскую услугу на платной основе по собственному желанию».Бумажная процедура завершалась заполнением квитанции и выдачей кассового чека.
– Эта «добровольность» сродни «Прошу меня ограбить. По собственному желанию», – буркнул я.
Заплатив 711 рублей, я ждал результатов исследования целых двое суток.
– Какие у вас могут быть претензии к клинике после добровольного, по своему желанию, решения? – изумилась специалист саратовского филиала ОАО Страховая компания «СОГАЗ-Мед». – Вас же никто не принуждал. Не хотите – не платите. А если важно знать результат углубленного исследования, надо пойти на финансовые издержки. Вы пошли – какие теперь могут быть вопросы в Салову?
– Меня интересует только одно: Салов и его, мягко говоря, медицинская компания берут за обследование на аппарате, купленном клиникой на заработанные ею на правах хозрасчета деньги, или же оборудование поставлено на бюджетные средства, значит, в том числе и мои лично? Выходит, клинике Салова я плачу дважды – в качестве налога и по прейскуранту? Не многовато ли?
– Подобные вопросы не входят в нашу компетенцию, – ответили в страховой компании и дали понять, что все дальнейшие вопросы будут пресекаться.
Можно понять их категоричность: то ли заведомо ложную, то ли от незнания сути. Но очевидно, что меня склоняли к оплате, чтобы клиника потом не предъявила эту сумму страховщикам как плату за оказанную в рамках стандартов бесплатного лечения. А может быть и предъявила – кто же нашу медицину поймет?
Однако в городском комитете здравоохранения были иного мнения.
– С вас как пациента стационара не должны были брать ни копейки, мы с этим обязательно разберемся, – пообещал специалист комитета Михаил Федотов.
Он тут же позвонил замглаврача клиники, тот сообщил заведующему отделения, а минут через десять лечащий врач уже извинялся передо мною. Мол, он ошибочно посчитал рекомендованное им исследование платным и в качестве компенсации затрат предложил сделать два не нужных мне исследования. Я зачем-то согласился, и позже об этих тестах никто не вспоминал, в том числе и врач, которого начальство сделало «стрелочником» в запутанной игре с медицинским страхованием.
Страховое лечение давно усопших
Салова должно радовать, что в своем желании строить благополучие больницы на деньгах пациентов он не одинок. Иногда, правда, это стремление переходит рамки дозволенного, но это можно считать издержками роста нашей давно платной медицины. Медицинская администрация области изобрела и накопила целый арсенал циничных форм побора, воровства и приписок.
В самом конце прошлого года по просьбе прежнего руководства области прокуратура Саратова проверяла клиники на предмет оказания помощи по обязательному медицинскому страхованию. Результаты оказались не менее шокирующими, чем циничная саловская «добровольность». Как установлено, помощь оказывалась не в полном объеме или вовсе не оказывалась, но в отчетах для страховых компаний она значилась. Жулики из медучреждений не брезговали вписывать якобы оказанные услуги ничего не подозревавшим пациентам и даже… давно ушедшим в мир иной.
В конце января во второй саратовской клинике я сам стал жертвой такого тихого обмана. Безо всякого стеснения в мою историю болезни вписали устрашающий диагноз по результатам… не проведенной офтальмологом консультации! Я окулиста в глаза не видел, но он виртуальным методом, на расстоянии, сумел-таки установить мой суровый диагноз. Правда, лечение не назначил.
Я написал гневное заявление в комитет здравоохранения. Скорый и «принципиальный» ответ еще больше обескуражил. Сначала меня укорили за бестактность и непонимание благородного порыва клиники, которая из добрых симпатий ко мне провела консультацию, хотя «осмотр врачом-офтальмологом не входит в стандарт медицинской помощи больным (диагноз) – приказ МЗ и СР РФ от 6 сентября 2005 года № 551 и приказ МЗ и СР РФ от 20 апреля 2007 года № 288 «Об утверждении стандарта медицинской помощи больным (диагноз)».
Интересно, вот так благородно, по собственной инициативе, «не входящие в стандарт» консультации назначают всем без разбора? Или - уже задним числом - тем, кто выразил недовольство? Затем мне вдалбливают официальную версию, что «врачом-офтальмологом вложен результат осмотра другого больного в Вашу историю болезни ошибочно»?
Это, полагаю, уже не просто халатность, а нечто более серьезное. Я себя успокаиваю только тем, что меня по ошибке не отправили на операционный стол, а из расположенного в соседнем корпусе морга также по ошибке не оповестили о моей безвременной кончине…
Этот официальный ответ «с вложением записи о консультации не в ту историю» я расцениваю как желание скрыть факт приписки для получения от страховой компании вознаграждения в сумме более чем 500 рублей. Вероятно, этот распространенный метод продолжал успешно применяться даже после проверки прокуратуры. Как знать, скольким больным вписывали неосуществленные консультации? Только теперь номер с фиктивным осмотром не прошел: оповещенные мною о подлоге страховщики просто вычеркнули выставленную сумму. В самом деле, справедливо ли платить за то, чего нет?
Владимир Ефимов
Перейти к обсуждению на форуме >>