Ближе всего к жизни
В минувшее воскресенье, 24 июня, в Нижне-Волжской студии кинохроники состоялся показ документального фильма «Зима, уходи!», снятого по инициативе «Новой газеты».
Участвуя в многотысячных антипутинских акциях и наблюдая за тем, как ростки коллективного действия россиян, долгое время растаптываемые вертикалью власти, стали пробиваться сквозь мёрзлый асфальт площадей российских городов, журналисты «Новой газеты» решили, что это социально-значимое явление нуждается в документировании. Причём документировании не только на уровне текста и фото, но и кинохроники. В итоге, десять выпускников «Школы документального кино и документального театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова» (Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин и Елена Хорева) откликнулись на предложение и приступили к съёмке, чуть ли не начав жить с оппозиционерами и гражданскими активистами, в течении нескольких месяцев (с декабря-2011 по март-2012) бегая за ними с ручными фотокамерами и документируя многогранный и разношёрстный мир осмысленного российского бунта.
В итоге, как рассказали саратовской публике Алексей Жиряков и Анна Моисеенко, перед авторами фильма стояла непростая задача: из тысяч часов хроники, пришлось отобрать полтора. «Поначалу некоторые из нас отказались снимать этот фильм, потому что не хотели заниматься политикой. Но затем поняли, что это интересно, что это не только политика, но и люди, человеческие истории, и подключились к общей работе. А затем многие из нас настолько увлеклись, что в течении трёх месяцев снимали каждый день. Из тысяч часов отснятого материала можно было сделать сериал. Многие не могут остановиться до сих пор»,— рассказала Моисеенко.
Впрочем, с осуществлением монтажа адского масштаба режиссёрскому коллективу справиться удалось довольно неплохо, если учитывать, что «Зима, уходи!» — это откровенный, без купюр и симпатий к тем или иным субъектам разношёрстных протестов, к оппозиции или властям, сделанный крупными штрихами-кадрами набросок, лишённый феноменологического описательства, но достаточно схематично передающий эмоциональную атмосферу «русского Тахрира» и его внутреннего мира.
Само сюжетное полотно фильма состоит из многоцветной мозаики протестной волны. На экране предстают то мелькающие из окна транспортного средства тысячи «белоленточников», выстроившихся в цепочку на протяжении Садового кольца. То участник Маяковских чтений, декламирует стихи под бэк-вокал антиправительственных лозунгов. То зритель погружается в «клинчи» сторонников и противников Путина — от умеренных диалогов между протестанткой и пожилым и постмодернистским любителем ВВП и одновременно ненавистником ДАМ, до гремучей дискуссии Евгении Альбац и Ольги Романовой с Михаилом Леонтьевым, обвиняющих «болотных лидеров» в предательстве национальных интересов и работу на Штаты. То митинговые речи Навального, Удальцова и других ораторов перекликаются с многотысячным гулом поддержки. То завораживаешься диалогом художника-нацбола Матвея Крылова с иностранцем, не понимающим, почему парня посадили за какую-то воду и прокурора, а также таинством акции «Изголовье», в ходе которой Крылов окунал голову в ведро с красной краской, а потом своим ирокезом выводил на полу одной из галерей слово «ПУТИН». То, если ты не в теме и протест для тебя — мода, оказываешься под «холодным душем» речи Лимонова, рассказывающего о том, что он вместе со своими соратниками протестовал против Путина ещё 23 февраля 2000 года, выйдя на московские улицы под лозунгом «Долой самодержавие и престолонаследие». То созерцаешь очередную, до боли знакомую и набившую оскомину, историю с «каруселью» на одном избирательном участке и бегстве председателя УИКа на другом. То полицейские провокации и винтилово, творящееся несмотря на объективы телекамер. То промышленноальпинистский рейд Ильи Яшина сотоварищи на здание заканчивается размещением на политического баннера прямо напротив Кремля. То наблюдаешь стычку защитников панк-группы «Pussy Riot» с черносотенной общественностью во главе с рьяно и не боясь полиции у храма Христа-Спасителя атакующим протестантов Алексеем Босых — православным активистом и погромщиком, чуть не ставшим главой Росмолодёжи. То глядишь, как ведётся бытовая подготовка к московским митингам в виде изготовления ходулей, расклейки стикеров, да расфасовки горячего чая для бесплатной раздачи митингующим, дабы не замёрзли во время проводов политической зимы…
Сознательно или нет, но авторы картины показали не только сплочённость протестующих, но и горячие дискуссии на заседаниях оргкомитета московских митингов. Для столь разношёрстного движения дискуссии, а порой и разлад — вполне ожидаемое явление. Путина и «Единую Россию» разные политические силы, участвующие в протестах, не хотят по разному. Одни (большинство рядовых активистов и участников акций протеста) — потому что действительно выступают за то, чтобы власть принадлежала народу, а не олигархам, чтобы свобода и демократия были не пустыми словами в устах отягощённого властью держиморды, а результатом живого творчества масс, вовлечённых в управление страной. Другие (правые либералы) — потому что хотят передела частной собственности и свобод не для широких слоёв, а для «нагнутого» (то есть не допущенного до питерского общака) бизнеса и реализации ещё более социал-дарвинистской экономической политики, нежели текущая. Третьи (те националисты, что не поддерживают власть) — потому что требуют от режима быть ещё более отмороженным в части давления на «некоренные народы» и иностранных рабочих, бесправных более чем полностью и сейчас. В этой связи в картине показывается довольно гармоничное единство второй и третьей группы на примере националиста Ивана Миронова, который в аудитории выясняет у студентов, за кого они голосуют, и явно симпатизирует Михаилу Прохорову, указывая на то, что «богатый не будет воровать» (можно подумать, что нынче у власти стоят бедняки, лишённые откатов, мигалок и нефтегазовой ренты).
Сюжет картины (тут можно сказать даже о художественной составляющей, учитывая фольклорное изображение свинцовых мерзостей дикой русской жизни) начинается и заканчивается кадрами беседы с рабочими Васей и Виталиком. Они сидят в своей каптёрке, завешенной красными знамёнами и прочей советской атрибутикой, наливают водку и размышляют о текущем моменте. Думают, за кого голосовать, проявляя вызванный годами «мягкого» бесправия и унижений реформизм, по житейски растолковывая, что власть и оппозиция должны слушать друг друга и уверяя, что народ не пойдёт против власти до тех пор, «пока его не расстреляют на х…».
Как рассказал Алексей Жиряков, с этими рабочими съёмочной бригаде удалось встретиться и пообщаться 4 февраля в день первого Марша миллионов в Москве, когда оператор искал высотную точку для съёмки акции. В это время сорежиссёр Антон Серёгин и познакомился с местными пролетариями, которые помогли найти нужное место для съёмок. «Антон понял, что интереснее снимать своих внезапных знакомцев, чем снимать марш в высоты. Он общался с ними несколько часов и, в конце концов, мы решили закольцевать сюжет именно кадрами с рабочими. Многие из нас долго думали как построить общий сюжет. У нас было много кадров с избирательных участков, задержаний… Я долго ругался, чуть ли не матерился. Меня ребята спрашивали, понравился ли мне отснятый материал или нет и почему я на взводе. Мне кино понравилось, но я понимал, что заканчивать винтиловом или нарушениями на избирательных участках заканчивать фильм нельзя. В итоге, решили закольцевать именно сюжетами общения с рабочими. Я вообще считаю, что это мудрое решение. Эти два рабочих, они проговаривали такие тексты, которые ближе всего к жизни»,— рассказал Жиряков.
Быть «ближе всего к жизни» — это, пожалуй, главная проблема нынешнего протестного сезона и его «законодателей». Ведь на одних лишь требованиях «честных выборов» да регулярных митинговых пересказах о нарушениях во время выборов на том или ином участке далеко не уедешь. Правильные и необходимые демократические требования проснувшихся россиян могут быть реализованы лишь тогда, когда протесты в крупных городах будут поддержаны рабочим движением (тем самым, которое, согласно мифологии правящего класса, должно находиться на стороне путинистов) и жителями глубинки — самого обиженного властями, и самого массового сегмента российского общества. Иными словами протестная волна может пойти хипстерским лесом, если те самые виталики и васи из каптёрки не бросят под горячительное говорить (пусть даже и с иронией) о «конструктивном диалоге», и не станут главным субъектом коллективного действия. В этой связи авторы фильма «Зима, уходи!» закольцевали свой сюжет весьма недвусмысленно.
Антон Морван
Перейти к обсуждению на форуме >>