Кто диктует цены на бензин?
Радоваться или нет саратовским автолюбителям? Ведь с 17 января на автозаправочных станциях ОАО «Саратовнефтепродукт» были снижены цены на бензин. Так, например,
Весьма любопытно, что падению цен предшествовало совещание в региональном правительстве. 16 января на ПДС министр промышленности и энергетики области Сергей Лисовский доложил о ситуации с топливообеспечением и ценообразованием на рынке нефтепродуктов региона.
Выяснилось, что на территории губернии расположено около 360 АЗС, из которых на ТНК-ВР приходится 90 автозаправок, на ЛУКОЙЛ – 39. Остальные 231 АЗС принадлежат независимым участникам розничного рынка нефтепродуктов. При этом доля различных марок бензина, реализуемых вертикально-интегрированными компаниями через сеть собственных АЗС, составляет 71%, а доля бензинов, реализуемых вертикально-интегрированными компаниями мелким оптом частным предприятиям, имеющим АЗС, составляет 29%.
Сергей Лисовский напомнил, что при возникновении топливного кризиса в апреле прошлого года в результате своевременно принятых мер удалось стабилизировать рынок нефтепродуктов на территории Саратовской области. Региональный кабинет министров обратился к руководству ТНК-ВР, и поставки нефтепродуктов в губернию были увеличены. Здесь важно отметить, что подобная стабилизация произошла не в рамках каких-то рыночных механизмов, а лишь благодаря давно налаженным связям между областным правительством и ТНК-ВР…
И все-таки в прошлом году цены на топливо выросли в среднем 14 % . Это почти на 8% больше, чем уровень инфляции по стране. Меньше всего росли цены на АИ-95 (на 11,6%), а вот летнее дизельное топливо подорожало в 2011 году на 31,7 %. Впрочем, традиционно сельхозпроизводители губернии были защищены от столь бурного роста цен. К примеру, отпускная цена солярки, поставляемого для села, составляла в минувшем году 16,8 тыс. рублей за одну тонну (с учетом налога на добавленную стоимость). А сумма скидки в прошлом году для сельхозпроизводителей превысила 920 млн. рублей.
По словам Сергея Лисовского, в конце 2011 года Минэнерго сообщило о принятых мерах по предотвращению кризисных ситуаций на топливном рынке. Так, отгрузки высокооктановых бензинов на внутренний рынок увеличились на 7,3% (на 2,06 млн. тонн), зимнего дизельного топлива – на 5% (на 564,5 тыс. тонн). Запасы топлива на НПЗ и нефтебазах к началу 2012 года почти вдвое превысили прошлогодние показатели: запасы высокооктановых бензинов составляют 1,36 млн. тонн, зимнего дизельного топлива – 1,13 млн. тонн. Наконец, в середине декабря минувшего года Минэнерго РФ внесло в правительство проект постановления о мерах по стабилизации внутреннего рынка нефтепродуктов. Согласно этому проекту предусмотрено создание коммерческого резерва топлива на базе государственного ОАО «Роснефтегаз».
– Цены на нефтепродукты складываются из совокупности факторов,– пояснил министр промышленности Саратовской области Сергей Лисовский,– ситуации на внешнем рынке, налоговой политики, инфляции, и не в последнюю очередь затрат, которые несут компании. Плюс нефтяники сейчас занимаются модернизацией производств. И пока она не завершена, они несут повышенные издержки. Что касается других факторов, то, если ситуация на внешних рынках будет стабильной, можно предположить, что в 2012 году цены будут расти с темпами, близкими к инфляции. Но, возможно, и с некоторым ее опережением. Основной причиной тут можно назвать повышение акцизов.
И все-таки, вряд ли стоит смотреть на рынок нефтепродуктов сквозь «розовые очки». Да, региональным чиновникам удается всякий раз договариваться с ТНК-ВР по вопросам поставки дизтоплива сельчанам, по стоимости ГСМ на АЗС. Однако эксперты на федеральном уровне в один голос заверяют: в этом году бензин будет дорожать, в этом можете не сомневаться, причем цена на топливо будет расти, наверняка, быстрее инфляции.
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин уже делал заявления для СМИ о том, что «прогнозировать тут сложно».
При этом кивать в сторону США, где бензин дешевле, чем в России, вряд ли стоит. Американский рынок отличается не только от нашего рынка, но и от европейского. К примеру, цена на нефть на бирже в Нью-Йорке на 5-10 долларов ниже, чем в Лондоне. Кроме того, в США самый высокий уровень конкуренции, как в сфере нефтедобычи, так и в переработке нефти, а также в розничной продаже нефтепродуктов. Наконец, есть такой фактор, как глубина переработки нефти. А в США она доведена до очень высокого уровня. За океаном переработчики из одной тонны нефти получают намного больше качественного бензина, чем в России. Соответственно, топлива на внутреннем рынке в Америке с избытком, поэтому никому и не приходит в голову завышать на него цены…
Но есть еще один существенный момент, который может влиять на ценообразование в нашей стране. Дело в том, что добыча нефти в России дорожает, так как «уходит» во все более труднодоступные районы страны.
Эксперты прогнозируют, что если ситуация на внешних рынках будет стабильной, тогда в текущем году цены на бензин будут расти почти вровень с инфляцией. Но они тут же делают оговорку: «Возможно, и с некоторым ее опережением».
Поэтому пусть радуются саратовские автолюбители тому, что есть сейчас. В ближайшем будущем нефть уж точно дешевле не станет.
Сергей Щербаков
Перейти к обсуждению на форуме >>