27.07.2011
Чувство долга
Сегодня в областной думе рассматривался вопрос о мерах, принимаемых правительством Саратовской области по снижению госдолга и расходов на его обслуживание. Заместитель председателя правительства Алексей Щербаков, выступивший с основным докладом, честно признал, что государственный внутренний долг области на 1 июля составил 26 946 млн рублей, это 65% от собственных доходов облбюджета, но Бюджетный Кодекс допускает и 100%. 80% от суммы долга – банковские кредиты, взятые в среднем под 8-8,5% годовых, бюджетные кредиты – 19% под 5% годовых. При своевременном погашении кредита сельхозпроизводителям 1992-1994 годов будут списаны пени и проценты в конце этого года, в результате долг уменьшится на 0,4 млрд руб. На 1января 2012 года предельный объем госдолга должен составить 22,9 млрд рублей. По соотношению госдолга к собственным доходам бюджета Саратовская область занимает 11 место в РФ, лидируют Астраханская область, Костромская, Республика Мордовия. Темпы роста обязательств выше нашего в 15 регионах РФ. По объему госдолга на душу населения на 1 июля мы на 4 месте в ПФО, 17 место по РФ.
– Цифры нерадостные, но говорить об эксклюзивном финансовом бедствии при общем благополучии вокруг нельзя, – отметил зампред Щербаков. – Если кто-то сейчас раскачивает лодку, он должен помнить, что это далеко не безобидно. Муссирование темы приведет к тому, что мы за обслуживание долга заплатим лишние сотни миллионов рублей, так как банки поднимут проценты.
История госдолга области началась в 1992 году, когда аграрии получили централизованный товарный кредит. Объем долговых обязательств составлял 150% от объема собственных доходов бюджета. На 1 января 2005 года кредиторская задолженность областного бюджета составляла 9,6 млрд рублей, долги бюджетных учреждений – 2,3 млрд, в целом долговое бремя тянуло на 11,8 млрд рублей, плюс 2 млрд рублей по решениям арбитражных судов.
Рост банковских заимствований с 2005 года, по словам зампреда Алексея Щербакова, обусловлен передачей федеральных полномочий на уровень региона, при том, что эти полномочия не обеспечены финансово в полной мере. Второй фактор – рост социальных обязательств бюджета. С 2005 по 2011 годы расходы облбюджета выросли на 35 млрд рублей, а собственные доходы только на 24 млрд руб. Необеспеченные мандаты – это рост зарплаты бюджетников, новые МРОТ, финансирование ПТУ, КПМО, монетизация федеральных и региональных льгот, нацпроекты, платежи в ФОМС за неработающее население, ликвидация последствий засухи и другое.
– Когда бюджет брал на себя повышенные социальные обязательства, мы не предполагали, что будет кризис, – сказал Алексей Щербаков. – Но в самом тяжелом 2009 году мы оставили соцобязательства на прежнем уровне, хотя доходы упали почти на 8%.
Привлечение инвестиций (84 инвестпроекта признаны реальными, сумма инвестиций свыше 400 млрд рублей, налоги в 2015 году – более 3 млрд рублей), обеспечение загрузки предприятий, мониторинг ситуации с налогами по крупным плательщикам, в результате чего 40 предприятий увеличили налоговые отчисления на 1,5 млрд руб., – такие меры по росту доходов перечислил зампред.
А кроме того, сбалансировать бюджет позволит снижение расходов и повышение их эффективности. По рейтингу Министерства регионального развития область находится на 16 месте по эффективности бюджетных расходов. В прошлом году расходы на областные органы управления были сокращены на 430 млн рублей, в этом году – на150 млн. В прошлом году в результате перекредитовки расходы на обслуживание госдолга были снижены на 400 млн руб., в этом году начали досрочно гасить платежи, что тоже позволит сэкономить хорошую сумму.
– Наш приоритет – исполнение социальных обязательств в полном объеме, – заявил г-н Щербаков. – Однако, например, содержать малокомплектные школы, где на 11учеников приходится 28 человек обслуживающего персонала и учителей, нерентабельно.
По мнению зампреда, наилучшим выходом из ситуации станет прекращение принятия новых расходных обязательств, при финансировании уже принятых и повышении налоговой базы.
А вот у председателя бюджетного комитета Николая Семенца какая-то своя математика: по его данным, долг области превысил 27 млрд рублей. По объему консолидированного госдолга мы стоим на 7 месте в РФ, при том, что по расходам консолидированного бюджета на 1 человека – только на 70-м, на 68 месте мы по темпам роста консолидированного бюджета. Более 80% в структуре долга занимают банковские кредиты – и по этому показателю мы лидируем среди регионов-должников. В прошлом году на обслуживание долга ушло 2,08 млрд рублей, что в 1,7 раза больше, чем предусмотрено бюджетом на всю областную культуру, в полтора раза больше, чем было потрачено на поддержку транспорта. Доля бюджетных кредитов в структуре долга всего 18%, в то время как в Краснодарском крае – 27%, в долге Нижегородской области – 25%.
Однако рост бюджетных кредитов не рассматривается правительством как одна из возможностей снижения долговой нагрузки. Государственные гарантии области составляют у нас лишь 0,3% госдолга, в то время как в Краснодарском крае – 15,8%, а ведь это прогрессивная форма долга, которая стимулирует приход инвестиций. У нас фактически нет ценных бумаг, в то время как в Самарской области областные облигации составляют 75%, в Нижегородском долге – 34%.
– Мы оставляем следующей думе дыру под 30 миллиардов, – констатировал Николай Семенец.
В ответ зампред Щербаков посоветовал депутату не манипулировать статистикой, вообще, он вел себя очень нервно и даже сказал, что его «зае..ли». А депутат Олег Галкин предложил как можно быстрее создать оптимальный вариант программы работы с госдолгом и рабочую группу, которая будет решать этот нелегкий вопрос.
Под занавес многие кинулись признаваться, что сами наращивали эти социальные обязательства, которые теперь так трудно выполнять. Павел Ипатов отметил, что социальные расходы составляют 72% бюджета области, в то время как в бюджете Самарской – менее 50%. Однако сам губернатор внес в августе 2008-го предложение повысить зарплату бюджетникам с 2009-го и не отказался от этого предложения, невзирая на кризис.
15 депутатов еще прошлого созыва внесли в облдуму предложение по пакету льгот, в том числе бесплатному проезду на городском транспорте для областных ветеранов труда. Далеко не каждый регион пошел на это, а мы пошли, и теперь вновь и вновь занимаем в банках, чтобы компенсировать транспортным компаниям выпадающие доходы. Но отказывать льготникам по-прежнему не намерены.
– Цифры нерадостные, но говорить об эксклюзивном финансовом бедствии при общем благополучии вокруг нельзя, – отметил зампред Щербаков. – Если кто-то сейчас раскачивает лодку, он должен помнить, что это далеко не безобидно. Муссирование темы приведет к тому, что мы за обслуживание долга заплатим лишние сотни миллионов рублей, так как банки поднимут проценты.
История госдолга области началась в 1992 году, когда аграрии получили централизованный товарный кредит. Объем долговых обязательств составлял 150% от объема собственных доходов бюджета. На 1 января 2005 года кредиторская задолженность областного бюджета составляла 9,6 млрд рублей, долги бюджетных учреждений – 2,3 млрд, в целом долговое бремя тянуло на 11,8 млрд рублей, плюс 2 млрд рублей по решениям арбитражных судов.
Рост банковских заимствований с 2005 года, по словам зампреда Алексея Щербакова, обусловлен передачей федеральных полномочий на уровень региона, при том, что эти полномочия не обеспечены финансово в полной мере. Второй фактор – рост социальных обязательств бюджета. С 2005 по 2011 годы расходы облбюджета выросли на 35 млрд рублей, а собственные доходы только на 24 млрд руб. Необеспеченные мандаты – это рост зарплаты бюджетников, новые МРОТ, финансирование ПТУ, КПМО, монетизация федеральных и региональных льгот, нацпроекты, платежи в ФОМС за неработающее население, ликвидация последствий засухи и другое.
– Когда бюджет брал на себя повышенные социальные обязательства, мы не предполагали, что будет кризис, – сказал Алексей Щербаков. – Но в самом тяжелом 2009 году мы оставили соцобязательства на прежнем уровне, хотя доходы упали почти на 8%.
Привлечение инвестиций (84 инвестпроекта признаны реальными, сумма инвестиций свыше 400 млрд рублей, налоги в 2015 году – более 3 млрд рублей), обеспечение загрузки предприятий, мониторинг ситуации с налогами по крупным плательщикам, в результате чего 40 предприятий увеличили налоговые отчисления на 1,5 млрд руб., – такие меры по росту доходов перечислил зампред.
А кроме того, сбалансировать бюджет позволит снижение расходов и повышение их эффективности. По рейтингу Министерства регионального развития область находится на 16 месте по эффективности бюджетных расходов. В прошлом году расходы на областные органы управления были сокращены на 430 млн рублей, в этом году – на150 млн. В прошлом году в результате перекредитовки расходы на обслуживание госдолга были снижены на 400 млн руб., в этом году начали досрочно гасить платежи, что тоже позволит сэкономить хорошую сумму.
– Наш приоритет – исполнение социальных обязательств в полном объеме, – заявил г-н Щербаков. – Однако, например, содержать малокомплектные школы, где на 11учеников приходится 28 человек обслуживающего персонала и учителей, нерентабельно.
По мнению зампреда, наилучшим выходом из ситуации станет прекращение принятия новых расходных обязательств, при финансировании уже принятых и повышении налоговой базы.
А вот у председателя бюджетного комитета Николая Семенца какая-то своя математика: по его данным, долг области превысил 27 млрд рублей. По объему консолидированного госдолга мы стоим на 7 месте в РФ, при том, что по расходам консолидированного бюджета на 1 человека – только на 70-м, на 68 месте мы по темпам роста консолидированного бюджета. Более 80% в структуре долга занимают банковские кредиты – и по этому показателю мы лидируем среди регионов-должников. В прошлом году на обслуживание долга ушло 2,08 млрд рублей, что в 1,7 раза больше, чем предусмотрено бюджетом на всю областную культуру, в полтора раза больше, чем было потрачено на поддержку транспорта. Доля бюджетных кредитов в структуре долга всего 18%, в то время как в Краснодарском крае – 27%, в долге Нижегородской области – 25%.
Однако рост бюджетных кредитов не рассматривается правительством как одна из возможностей снижения долговой нагрузки. Государственные гарантии области составляют у нас лишь 0,3% госдолга, в то время как в Краснодарском крае – 15,8%, а ведь это прогрессивная форма долга, которая стимулирует приход инвестиций. У нас фактически нет ценных бумаг, в то время как в Самарской области областные облигации составляют 75%, в Нижегородском долге – 34%.
– Мы оставляем следующей думе дыру под 30 миллиардов, – констатировал Николай Семенец.
В ответ зампред Щербаков посоветовал депутату не манипулировать статистикой, вообще, он вел себя очень нервно и даже сказал, что его «зае..ли». А депутат Олег Галкин предложил как можно быстрее создать оптимальный вариант программы работы с госдолгом и рабочую группу, которая будет решать этот нелегкий вопрос.
Под занавес многие кинулись признаваться, что сами наращивали эти социальные обязательства, которые теперь так трудно выполнять. Павел Ипатов отметил, что социальные расходы составляют 72% бюджета области, в то время как в бюджете Самарской – менее 50%. Однако сам губернатор внес в августе 2008-го предложение повысить зарплату бюджетникам с 2009-го и не отказался от этого предложения, невзирая на кризис.
15 депутатов еще прошлого созыва внесли в облдуму предложение по пакету льгот, в том числе бесплатному проезду на городском транспорте для областных ветеранов труда. Далеко не каждый регион пошел на это, а мы пошли, и теперь вновь и вновь занимаем в банках, чтобы компенсировать транспортным компаниям выпадающие доходы. Но отказывать льготникам по-прежнему не намерены.
Перейти к обсуждению на форуме >>