Жизнь на колесах
В Саратовской области 14 предприятий, производящих продукцию для автопрома. В прошлом году объём производства автокомпонентов на этих предприятиях составил около 6 млрд руб. Это на 15% превысило показатели 2009 года, но в общепромышленном ВРП (252 млрд руб.) доля автокомпонентного производства недотягивает и до 3%.
Восстановление рынка
За пять месяцев текущего года объём производства уже составил около 2,5 млрд руб., что на 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года, однако вряд ли автономенклатура займет серьезные доли годового ВРП, хотя отряд тружеников предприятий автостроения достаточно велик – более 21 тыс. человек. Они производят стекло, подшипники, аккумуляторы, широкую гамму резинотехнических изделий, топливные фильтры, свечи зажигания, распредвалы, изделия холодной штамповки, датчики давления и электронные системы управления двигателем для всех автосборочных предприятий России, а также за её пределами.
По данным министерства промышленности и энергетики, основная часть саратовских партнеров автопрома демонстрирует положительную динамику, хотя часто наши предприятия являются поставщиками «второго круга», работая с дилерами автозаводов (ООО «СЭПО», ООО «ЭПО «Сигнал» и другие). У многих предприятий автомобильная тематика является неосновным видом деятельности, занимая сравнительно небольшую долю в общем объёме производства. Например, в ОАО «Саратовский подшипниковый завод» доля выпуска автокомпонентов в общем объёме производства составляет 22,6 %, на «СЭПО» – 15 %, в ОАО «Волгодизельаппарат» – 0,7 %. Но четыре наших компании работают исключительно на автомобильную промышленность. Это ОАО «Роберт Бош Саратов», ОАО «Энгельсский завод фильтров», ОАО «Серп и молот», ЗАО «Петровский завод автомобильных запчастей АМО ЗИЛ».
По данным нашего минпромэнерго, наибольший рост объёмов (по всей выпущенной продукции) в прошлом году продемонстрировали ОАО «Роберт Бош Саратов» (200,2%), ОАО «Балаковорезинотехника» (168,7%), ОАО «Энгельсский завод фильтров» (140,3%), ОАО «Саратовский подшипниковый завод» (142,6%), ОАО «СЭПО» (133,9%), ОАО «Электроисточник» (207%), ОАО «Саратовдизельаппарат» (165%). Успех наших компаний можно смело связывать с посткризисным восстановлением автопрома. С отрицательными темпами сработали «Волгодизельаппарат» (94%), ОАО «Серп и молот» (28,5%) и ЗАО «Петровский завод автомобильных запчастей АМО ЗИЛ» (91%).
Выход из проблем
Два последних предприятия, кстати, по данным профильного министерства, считаются проблемными. Руководство ОАО «Серп и молот» общаться с прессой не рвется, в ЗАО «Петровский завод автозапчастей АМО ЗИЛ» обстановка не столь секретная. Как сообщило нам министерство промышленности, петровское предприятие является «дочкой» АМО ЗИЛ (Москва), так что загрузка его заказами полностью зависит от головной компании. После кардинальных кадровых перестановок в правительстве Москвы с сентября 2010 года по апрель текущего года прекратилась финансовая поддержка АМО ЗИЛ из столичного бюджета. Сейчас финансирование вновь начато: производственная деятельность компании, в том числе петровского завода, возобновилась с мая. Руководством АМО ЗИЛ предпринимаются усилия по выходу предприятия из кризиса: так объем производственной программы на июнь составил 8 млн руб., в июле планируется 15 млн руб. Но окончательное решение о судьбе АМО ЗИЛ правительство Москвы примет в конце года.
Кроме того, есть варианты для петровского завода и у нашего правительства. Коль скоро ОАО «РОСНАНО» одобрено научно-техническое обоснование проекта «Создание современного высокотехнологичного предприятия по производству автомобильных амортизаторов с внедрением отечественных достижений в области нанотехнологий» с программой 2 млн шт./год и созданием 150-200 рабочих мест, то наши чаяния как раз с госкорпорацией и связаны. Сейчас ведутся переговоры с возможными соинвесторами проекта, в числе которых, помимо ОАО «РОСНАНО», значится АКБ «Евразийский банк развития». Для реализации проекта нужно всего-то 2 млрд рублей. Второй вариант, значительно более дешевый, кажется менее реальным в свете последних новостей о самочувствии белорусского «зайчика». Суть его в производстве деталей к автомобилю МАЗ 4370 «Зубренок». В 2011 году наш петровский завод мог бы поставить 1200 комплектов на сумму 15 млн руб. Как проинформировало нас минпромэнерго, договор о поставке между РУП «МАЗ» (г. Минск) и ВТФ «ЗИЛ-экспорт», через которую будут производиться поставки в Белоруссию, в стадии обсуждения. Для реализации проекта на запуск производства необходимо около 2 млн руб.
Наши предприятия не попадают в госпрограммы развития автомобилестроения, так как не производят конечную продукцию. Однако практически все, кто работают на автопром, входят в производственные программы конкретных производителей. Например, ОАО «Электроисточник» участвует в программе ОАО «ГАЗ» «Модернизация автомобилей «Газель». ОАО «Балаковорезинотехника», являясь главным поставщиком комплектующих для ведущих автозаводов страны, входит практически во все основные программы автомобильных концернов. Все поставщики автокомпонентов мечтают удержаться на растущем рынке, поэтому заинтересованы в собственном развитии. Всего в этом году саратовские участники рынка планируют направить свыше 1 млрд руб. на модернизацию и техническое перевооружение. Это на 11,1% больше, чем в 2010 году (около 700 млн руб.). Например, ОАО «Роберт Бош Саратов» запланировало реализовать инвестиционный проект по производству нового типа свечей зажигания. На ОАО «Балаковорезинотехника» предполагается запустить линию разволокнения, приобрести новое оборудование. Сегодня это практически единственное в России предприятие по выпуску всей гаммы экологически чистых шумовибродемпфирующих материалов, предназначенных для создания аккустического комфорта автомобилей всех классов и назначений, автобусов, тракторов. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 6 тыс. наименований. Ежегодно здесь осваиваются новые детали и производятся новые комплектующие для автомобилей «Chevrolet», «Ford», «Kia», «Daewoo». В ОАО «СЭПО» уже реализован крупный инвестиционный проектпо техническому перевооружению производства, который позволил улучшить потребительские свойства автомобильных компонентов. В 2009 году на обновление основных производственных фондов предприятием направлено 122,4 млн рублей, в 2010 – 195 млн рублей. Для повышения конкурентоспособности на рынке автокомпонентов в 2010 году СЭПО модернизировало некоторые выпускаемые автокомпоненты.
Но самым радикальным инноватором показало себя ОАО «Электроисточник». Здесь в 2009–2010 годах было установлено современное зарубежное оборудование для изготовления батарей по новым методикам. Кроме того, в прошлом году предприятие освоило новую технологию производства гибридных батарей, что позволило перейти на выпуск аккумуляторов нового поколения. Но и это еще не все: многолетний опыт производства источников питания позволил специалистам завода создать новую, уникальную батарею «Пилот», которая сочетает в себе лучшие характеристики автомобильных и авиационных аккумуляторов. Освоение новой продукции повлекло снижение материалоемкости, повышение производительности труда, снижение отходов.
Кого пустят на платформу?
Еще в 2008-м году компания Renault приобрела 25% акций АвтоВАЗа за 1 млрд долл, и тогда же сам АвтоВАЗ купил у Renault лицензии на 220 млн евро. Эти лицензии давали автогиганту право на производство, сборку, дистрибуцию и послепродажное обслуживание двух вариантов силовых агрегатов и их модификаций, а также права на производство, сборку и дистрибуцию автомобилей RF 90 и платформы B0. Из-за кризиса выпуск отечественных авто на базе Renault Logan был отложен до 2012 года. Но сейчас крупнейший производитель настроен решительно. Как заявил президент компании Игорь Комаров, выпуск нового автомобиля на собственной платформе запланирован на конец 2011 года, в 2012 году «АвтоВАЗ» выпустит автомобиль на платформе В0 под брендом Lada. В течение 2012-2013 годов предприятие должно начать производить автомобили под брендами Renault и Nissan на этой же платформе.
Отметим, что в прошлом году АвтоВАЗ принял стратегию развития до 2020 года, где сказано, что
в период с 2013 по 2017 годы предприятие планирует запуск шести новых моделей, а в 2020 году будет производить 1,2 млн автомобилей в год, из которых около миллиона – под брендом LADA, остальные – Renault-Nissan. При этом АвтоВАЗ будет концентрироваться на разработке девяти из тридцати функциональных модулей. Разработка остальных модулей будет передаваться
квалифицированным поставщикам первого уровня. Именно на работу с ними компания полностью перейдет в течение нескольких лет. Это значит, что структура действующих поставщиков, которых, как отмечает Стратегия, у АвтоВАЗа насчитывается около 800, в обязательном порядке будет пересмотрена.
Попадем ли мы в партнеры автогиганта? Ответить на этот вопрос сегодня очень сложно. Гендиректор ОАО «СЭПО» Евгений Резник признался откровенно, что говорить об этом еще рано. Экс-гендиректор ОАО «Балаковорезинотехника» Евгений Ефремов убежден, что за заказы 2012 года предприятию можно не тревожиться, так как ОАО «БРТ» является стабильным поставщиком для моделей «Приора», «Нива», «Самара», «Калина». А вот дальше придется крепко подумать: предприятие должно модернизироваться и развиваться, чтобы с уверенностью смотреть в будущее, и учитывать ту ситуацию, в которой сегодня находятся наши поставщики. Источники, близкие к Саратовскому подшипниковому заводу, утверждают, что из числа поставщиков для АвтоВАЗа предприятие в ближайшее время не исчезнет и вполне солидный объем заказов компании обеспечен. И, разумеется, нет никаких сомнений, что в числе поставщиков и ныне, и в будущем будет ОАО «Роберт Бош Саратов», коль скоро уже сегодня это предприятие сотрудничает не только с АвтоВАЗом, но и Renault, а также множеством других зарубежных автоконцернов.
Наталья Левенец
Они работают на автопром
Предприятие |
Номенклатура выпускаемых автокомпонентов |
Кому поставляет продукцию |
ОАО «Саратовский подшипниковый завод» |
Подшипники качения |
ОАО «КамАЗ», ГУП «МАЗ» (Республика Беларусь), ГУП «БелАЗ» (Республика Беларусь), ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «УАЗ» |
ОАО «СЭПО» |
Модули электробензонасосов с датчиком уровня топлива, электронные системы управления двигателем, регуляторы давления топлива, датчики скорости |
Дилеры ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ» |
ОАО «Роберт Бош Саратов» |
Автомобильные свечи зажигания, блоки управления электронного впрыска топлива, модуль бензонасоса, датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода, моторный жгут, модуль моновпрыска |
ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС, ДАЙМЛЕР КРАЙСЛЕР, ФОЛЬКСВАГЕН, РЕНО, СИТРОЕН, ОАО «АвтоВАЗ» |
ОАО «Энгельсский завод фильтров» |
Фильтры и фильтроэлементы очистки топлива и масла |
ОАО «КамАЗ», ГУП «МАЗ» (Республика Беларусь) |
ОАО «Балаковорезинотехника» |
Резинотехнические изделия |
ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «КамАЗ», Акционерное московское общество «АМО ЗИЛ», СААЗ, ЗМЗ |
ЗАО «Резинотехника» |
Резинотехнические изделия |
ОАО «АвтоВАЗ», КамАЗ, СААЗ, ГАЗ, ЗМЗ |
ОАО «Саратовтехстекло» |
Автомобильные стёкла |
ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ЗАО «GM-АВТОВАЗ», ОАО «ПАЗ» |
ОАО « Саратовский завод «Серп и Молот» |
Распределительные валы |
ОАО «Камаз-Дизель», ОАО «Ульяновский автомобильный завод» |
ООО «ЭПО «Сигнал» |
Датчики тормозной жидкости, выключатели света заднего хода |
ОАО «АвтоВАЗ», |
ЗАО «Петровский завод автомобильных запчастей АМО ЗИЛ» |
Задний мост, усиленная передняя ось |
Акционерное московское общество «АМО ЗИЛ» |
ОАО «Электроисточник» |
Свинцовые аккумуляторные батареи |
ОАО «АвтоВАЗ», ОАО «ГАЗ», ОАО «ИЖ – Авто» |
ООО «Краснокутский электромеханический завод» |
Клапан электромагнитный |
ОАО «КамАЗ», ГУП «МАЗ» (Республика Беларусь), ГАЗ, Урал |
ОАО «Волгодизельаппарат» |
Топливные насосы, форсунки, распылители, плунжерные пары, клапанные пары, регуляторы давления тормозной системы |
ОАО «КамАЗ», ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ГУП «МАЗ» (Республика Беларусь) |
ОАО «Саратовдизельаппарат» |
Гидрораспределители, блоки гидрораспределителей, замедлители, гидромеханические регуляторы скорости, шестерённые насосы |
ОАО «КамАЗ», ОАО «НефАЗ», ОАО «УралАЗ» |
Источник: министерство промышленности и энергетики области
Перейти к обсуждению на форуме >>