Рубрика: Terra incognita
Зодчие, в разные времена определившие облик города, как правило, не известны широкой публике. Один из них — архитектор Эдуард Максимович Петрушко (1920-1994), по проекту которого в середине прошлого века была создана Набережная Космонавтов, построены кинотеатр «Победа», водолечебница, промышленные и многие другие объекты.
***
О жизни и работе Эдуарда Максимовича рассказывает его дочь — Нина Эдуардовна Петрушко: «Родом он из Харькова. Вырос в многодетной семье, был младшим ребёнком из пятерых братьев и сестёр. Все дети были художественно одарёнными. Сестра Дина стала балериной, брат Лёва — художником. У нас дома даже сохранились его картины. Папа тоже прекрасно рисовал».
Детство, как и у всех, кто родился в 1920-е, было голодным: «Отец много рассказывал, как они с мальчишками в Харькове набегали на сады, рвали яблоки. Но, несмотря на голодуху, и папа, и его братья с сёстрами выучились и, что называется, вышли в люди».
Когда Петрушко учился в Харьковском инженерно-строительном институте, началась Великая Отечественная, и вуз эвакуировали в Саратов на базу нынешнего СГТУ. Тогда он назывался Саратовский автодорожный институт. Сначала будущий архитектор стал здесь доучиваться, но поскольку шла война, его направили на работу. Как сообщает в своём сборнике «Архитекторы Саратова» Борис Донецкий, будучи в эвакуации, Петрушко сначала служил техником-смотрителем 4-го строительно-монтажного управления 6-го треста МАП, потом, в 1942-1943 годы, — диспетчером. В 1943-1944 гг. он становится комсоргом на заводе имени Ленина.
23 августа 1943 года в ходе операции РККА «Полководец Румянцев» войска Воронежского и Степного фронтов освободили Харьков, и решением Госкомобороны Петрушко был направлен в родной город для продолжения обучения на третьем курсе архитектурного факультета инженерно-строительного института, который окончил в 1947 году. Эдуард Максимович возвращается в Саратов, где с 1952 по 1957 годы работает на архитектурной кафедре САДИ. «Какое-то время папа преподавал в политехе, но это было недолго, поскольку ему была близка не теоретическая, а прикладная архитектура. Как-то ему даже предложили перейти работать в университет, папа долго думал, но в итоге не решился», — вспоминает Нина Петрушко.
Ещё во время войны, в Саратове, молодой архитектор познакомился со своей будущей женой. «Он был уже в том возрасте, когда люди обзаводятся семьями. Влюбился в мою маму, Алину Григорьевну, потом долго и красиво ухаживал. Когда отец вернулся в Харьков доучиваться, он каждый день отправлял маме письма с собственноручно нарисованными открытками. А потом вернулся в Саратов и женился», — рассказывает Нина Эдуардовна.
После войны в Харькове осталась жить мама Эдуарда Максимовича, к ней он ездил почти каждый год. А братья и сёстры разъехались по разным городам. По словам дочери, Петрушко в основном общался с братом Теодором Максимовичем, который остался жить в Харькове, но иногда посещал и Саратов.
Преподавательской работе Петрушко предпочёл службу в разных проектных институтах. В 1947-1949 годах трудился в Архитектурной проектной мастерской Саратовского горисполкома, с 1949 по 1959 годы — начальником отдела в конторе «Горпроект». Затем два года в институте «Саратовгипрогорсельстрой», а с 1961 по 1987 годы работал начальником отдела института «Саратовпромпроект». С 1951 года состоял в Союзе архитекторов.
«Папа много трудился дома. Всё своё детство я помню, как он сидел за кульманом, чертил что-то, постоянно курил… Мы жили в маленьком дореволюционном домике на Горького, 13, на пересечении с ул. Тараса Шевченко. В одной комнате — бабушка с дедушкой, в другой мы втроём — папа, мама и я. Все мои детские воспоминания связаны с тем, что отец и вечером, и ночью чертил и рисовал. Но хотя он и подрабатывал, жили мы небогато… Человек он был в высшей степени честный. Сколько раз ему предлагали деньги за что-то, что от него зависело, но он никогда не брал ни копейки — был, что называется, бессребреником. В советское время были принципиальные люди. Сейчас, к сожалению, таких почти не осталось», — говорит г-жа Петрушко.
К счастью, Советская власть старалась решать жилищные проблемы: «С Горького мы переехали в красивый пятиэтажный дом на углу улиц Соляной и Лермонтова. Это был дом работников Судоремзавода, построенный по проекту папы.
В Саратове был такой архитектор Тарас Ботяновский, автор реконструкции театра оперы и балета, кстати. С ним отца объединяли не только служебные дела, но и дружба. Ботяновский проектировал дом, в котором и жил. Это сталинское пятиэтажное здание на проспекте Кирова, ближе к фонтану напротив Консерватории. Папа говорил, что Ботяновский был очень талантливым архитектором. Мы ходили к нему в гости, там были высокие потолки — больше трёх метров. В какое-то время Ботяновский переехал из Саратова в Волгоград. Очень положительно папа относился к директору «Промпроекта» Семёнову. Отец считал Семёнова сильным директором. Был у папы и ученик примерно моего возраста. Папа его очень опекал, он к нам приходил домой, играл с отцом в шахматы», — продолжает дочь архитектора.
По её признанию, с отцом было очень интересно: он много знал, много читал, собирал всю жизнь библиотеку, писал в саратовские газеты статьи по проблемам архитектуры и градостроительства. В распоряжении «ОМ» оказалась вырезка из газеты «Коммунист» от 3 января 1962 года со статьёй Эдуарда Петрушко «Городу — достойный архитектурный облик». «Сделано очень много, — пишет он в этой статье, — но ещё больше предстоит сделать завтра. И самое главное — сделать лучше, чем вчера и сегодня». Далее говорится, что «уже давно высказывалось совершенно справедливое мнение о необходимости постепенной подготовки к выводу большой части промышленных предприятий, расположенных в наиболее здоровой и красивой части города — его прибрежной полосе. Этот район — от Бабушкиного взвоза до Кожзавода — должен стать районом жилых домов». Воз, к сожалению, и ныне там.
Тема благоустройства волжского берега Саратова была для Петрушко, что называется, родной. Ведь именно он являлся соавтором проекта планировки Набережной Космонавтов, реализованного в 1961 году. Но и это ещё не всё. В 1943 году саратовские геологи вели в окрестностях города интенсивную разведку нефти и газа для нужд фронта. Параллельно с этим, на глубине
«Набережную, такую, какой мы видим её сегодня, папа проектировал в соавторстве с архитектором Делиникайтисом. На мой взгляд, у них получилось хорошо. Особенно, после того, что там было до этого, новая Набережная стала настоящим достижением и гордостью Саратова. У него была масса фотографий старой Набережной, ещё неблагоустроенной и грязной. Там были ямы, какие-то развалюхи. Папа передал все эти фотокарточки в дар краеведческому музею», — делится воспоминаниями Нина Петрушко.
Кстати, в той же статье «Городу — достойный архитектурный облик» архитектор поднимает другую проблему, которой городская власть озабочена и сегодня: «В последнее время в городе началась «киоскомания»: на всех углах, где можно и где нельзя, ставят киоски — на узких тротуарах и перекрёстках, затрудняя движение пешеходов и подвергая их жизнь опасности. Кое-кто располагает киоски целыми группами, как это сделано у здания цирка, на углу проспекта Ленина и улицы Горького. Спору нет, такая форма торговли нужна, но применять её следует разумно, не обезображивая облик города».
С торговлей имя архитектора Петрушко тоже косвенно связано. Дело в том, что Эдуард Максимович разработал интерьеры магазинов «Табак» и «Чай» на проспекте Кирова. Дизайн этот во многом сохранился до настоящего времени.
Другим объектом, прославившим Эдуарда Петрушко, стал кинотеатр «Победа» возле Крытого рынка. Интересно, что изначально здание синематографа разрабатывал ещё в 1935 году архитектор В. Калмыков, однако окончанию затянувшегося строительства помешала Великая Отечественная война. В итоге стройку возобновили в начале 1950-х по обновлённому Эдуардом Петрушко проекту.
Про послевоенную достройку «Победы», ссылаясь на свидетельства своего отца, хорошо написал мой коллега и товарищ Дима Иванов: «Отец рассказывал мне в детстве, что строили его пленные немцы и румыны сразу после войны. Папа вспоминал, как они пацанами бегали утром смотреть, как их ведут на работу под бдительным конвоем. Говорил отец, что они даже изредка «подкармливали» фашистов папиросами, стибренными у отцов, и сэкономленными краюхами хлеба. Меня это всегда поражало, поскольку подобные рассказы я слышал не только от отца. Как так — перед тобой твой враг, убивавший совсем недавно твоих родных и близких, а ты с ним делишься, может быть, последним? Что это — просто человеческая жалость, христианское сострадание, русское всепрощение? До сих пор не могу найти для себя ответ на этот вопрос».
Торжественное открытие кинотеатра состоялось 29 сентября 1955 года и было приурочено, как нетрудно догадаться, к десятилетию победы во Второй мировой войне. Как пишут краеведы, впервые в Саратове посетителям были открыты три зала на 700 зрителей: красный и синий показывали художественные ленты, в зелёном шла документалистика.
Дмитрий Иванов, вспоминая своё советское детство, продолжает: «В «Победу», как и в другие кинотеатры, попасть на фильмы было непросто. На «Неделе итальянского кино» очередь тянулась по аллее до магазина «Каменный цветок». На «Бинго-Бонго» с блистательным Челентано я купил два заветных билетика с боем. В прямом смысле слова. Покупка билетов требовала определенной тактики и сноровки. Фойе перед двумя окошечками касс было набито страждущими, как килька пряного посола в консервной банке. Если бы кто тогда бросил яблоко, до пола оно точно не долетело бы. Толпа, толкаясь, старалась добраться до амбразур. Смысл был в следующем: группа из нескольких человек прорывалась к стене и, отталкиваясь от нее ногами, пропихивала своего «джокера» к кассе. Главное было — вовремя просунуть руку с деньгами в окошко. Кассирша невозмутимо брала деньги, отрывала билеты и вместе со сдачей всовывала тебе их в кулак. Когда я пытался выдернуть руку, плексигласовое стекло лопнуло и упало. Меня это совершенно не волновало. Лишившись нескольких пуговиц на пальто, я, тем не менее, стал обладателем билетов».
Изначально кинотеатр «Победа» должен был стать одним из главных строений площади Чернышевского (так в 1955 году называлась нынешняя площадь Кирова). В послевоенные годы среди архитекторов был проведён конкурс, в котором участвовал зодчий с мировым именем — Константин Мельников, проживающий в начале 1950-х годов в Саратове (про него мы напишем отдельно). Но Мельников работал в Саратове фактически на правах ссыльного — в СССР знаменитого авангардиста долго критиковали за «формализм»: так что победителем конкурса стал архитектор Дорошенко. По его проекту (правда, с большими изменениями в сторону удешевления строительства) успели возвести высотный дом в стиле сталинского неоклассицизма, где раньше располагались кассы Аэрофлота. Другой комплекс таких же домов планировалось возвести со стороны улицы Сакко и Ванцетти так, что кинотеатр «Победа» должен был стать центральной частью создаваемого архитектурного ансамбля (в эскизе Мельникова, кстати, кинотеатр «Победа» тоже являлся бы важным композиционным элементом). Но в середине 1950-х годов началась борьба с архитектурными излишествами, так что затею банально забросили, а «Победа» оказалась «на отшибе» нынешней площади Кирова.
Постановление совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», вышедшее в 1955 году, Эдуард Петрушко, работающий в основном в стиле неоклассицизма, воспринял неоднозначно. Вот как об этом говорит его дочь: «С одной стороны, он был согласен с тем, что излишества в нашем государстве не нужны, при том, что у нас огромная нехватка жилья. То есть он понимал, что от сталинских излишеств уйти можно, но, с другой стороны, не принимал хрущёвское упрощенчество — совместные санузлы, малюсенькие прихожки и кухни и т.д. Он был против этого. Как-то папа с делегацией Союза архитекторов СССР ездил в Англию и рассказывал, как он был потрясён, что там обычное жильё тоже
В «Промпроекте» Петрушко проектировал генпланы промышленных узлов в Энгельсе (1964-1965) и Балаково (1968-1969). За первый проект архитектор был удостоен серебряной медали ВДНХ СССР, за второй — золотой. В 1973 году Петрушко проектирует схему промузла «Зоринский» под Саратовом, за что удостаивается бронзовой медали ВДНХ.
«Тогда на промышленность и её развитие обращали большое внимание. Папин отдел, по-моему, получал какие-то заказы оборонного характера. Но об этом он совсем не рассказывал. Могу лишь сказать, что его коллеги часто подходят ко мне на улице и всегда говорят про папу добрые слова, какой он был замечательный специалист, какой он был умный. В общем, на службе папа пользовался большим влиянием и уважением. У него хватало и эрудиции, и образования, чтобы расти дальше. Но вся проблема была в том, что он был беспартийным. А это не давало ему никакой возможности для карьерного роста. В партию он не вступал по принципиальным соображениям — ненавидел Сталина. Хоть я и была ребёнком, я хорошо запомнила 5 марта 1953 года, день, когда Сталина не стало. Массы людей искренне считали, что Сталин замечательный, оплакивали его, а папа сказал, как отрезал: «Тиран сдох». Бабушка с дедушкой начали шипеть: «Что ты говоришь! Тише!». Наверное, XX съезд КПСС он воспринял положительно, но веры в светлое будущее я в нём не заметила», — вспоминает дочь знаменитого архитектора.
Нина Эдуардовна хорошо помнит и принципиальность своего отца в отстаивании интересов города: «В своё время на углу улиц Лермонтова и Московской, со стороны Набережной, где сейчас ничего уже нет, стоял двухэтажный дом, в котором когда-то бывал Николай Гаврилович Чернышевский. И поэтому все говорили, что этот дом нельзя сносить. А дом был совершенно покосившийся и не представляющий никакой архитектурной ценности. И папа был одним из немногих, кто говорил о необходимости снести этот домишко, поскольку тогда с Волги откроется прекрасный вид на здание Управления железной дороги, на Троицкий собор, на весь исторический комплекс Музейной площади. И в результате папа добился, чтобы дом всё же снесли. К сожалению, сегодня то место, где был когда-то этот дом, а потом площадка, выкуплено и находится в частных руках, и там вроде бы идёт какое-то строительство. Так что скоро очередная безликая коробка окончательно и бесповоротно разрушит исторически сложившийся архитектурный ансамбль старинной Музейной площади, места, откуда, собственно, и пошёл нынешний правобережный Саратов… Люди, которые не понимают и не учитывают исторический облик нашего города — плохие, потому что у них только деньги на уме».
В институте «Саратовпромпроект» Эдуард Петрушко работал до самой пенсии. «Будучи внутренне одиноким человеком, любил возиться с собакой Радой. Сильно переживал, когда она умерла. У нас дома есть фотокарточка папы вместе с Радой, на оборотной стороне которой написаны даты её рождения и кончины», — листает старый семейный альбом Нина Эдуардовна.
***
Имя Эдуарда Петрушко навеки занесено в саратовские летописи, по меньшей мере, как имя человека, создавшего волжский фасад нашего города. А по большей — как принципиального специалиста и гражданина, коих, к сожалению, сегодня осталось не так много.
Перейти к обсуждению на форуме >>